logo
Тульская духовная семинария
Основана в 1801, возрождена в 2002 году.

Церковное пение

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель курса «Церковное пение» – дать знания и сформировать навыки, которые будут помогать студентам как во время их обучения на бакалавриате, так и по окончании учебного заведения, в их профессиональной деятельности, научить студента богослужебному пению, развить его вокально-слуховые данные в объеме, необходимом для качественного осуществления священнического служения, включая профессиональную организацию пения и чтения на месте своего служения.

Изучение Церковного пения  требует решения следующих задач:

– дать необходимый минимум компетенций будущему священнослужителю в области церковного пения (и хорового пения вообще), как важной составляющей богослужения;

– сформировать художественный вкус, развить музыкальное мышление, творческие навыки;

– способствовать повышению общего музыкального и культурного уровня будущих священнослужителей.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Церковное пение» входит в базовую часть ООП и является обязательной для изучения. Курс «Церковное пение» имеет межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами: практикум церковного чтения, литургика, церковнославянский язык.

Для успешного изучения дисциплины обучающемуся необходимы знания по теории музыки, сольфеджио, постановке голоса, дирижированию, фортепиано, литургике.

КОМПЕТЕНЦИИ (НАВЫКИ) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • основные элементы музыкального языка;
  • средства музыкальной выразительности;
  • музыкальные жанры и стили;
  • церковно-хоровую литературу.

уметь:

  • пользоваться профессиональной терминологией;
  • работать с учебно-методической литературой;
  • координировать свой голос с внутренним слухом;
  • удерживать тон, мелодию на заданном высотном уровне;
  • свободно воспроизводить отдельные элементы музыкального текста.

владеть:

  • интонационной и метроритмической организацией инструктивного (учебного) материала и церковных песнопений;
  • основами музыкальной грамотности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Первый семестр

  1. Церковное пение как дисциплина. Содержание курса и цель изучения сопутствующих Церковному пению дисциплин: элементарной теории музыки, сольфеджио, дирижирования. Обзор основных и дополнительных пособий, учебников. Звук. Физические свойства звука. Натуральный звукоряд. Темперированный строй. Звукоряд. Основные и производные ступени звукоряда. Октава. Слоговая и буквенная запись звуков. Интонирование отдельных звуков, полутонов, тонов.
  2. Нотное письмо. Ноты. Длительности и их обозначения. Нотный стан. Ключи. Знаки альтерации. Дополнительные знаки к нотам, увеличивающие длительность звуков. Паузы. Знаки сокращенного нотного письма. Обзор нотных примеров записи инструментальной и хоровой музыки. Изучение обиходных песнопений: тропарей, кондаков.
  3. Метр. Простые, сложные, смешанные, переменные метры и размеры. Такт, тактовая черта, затакт. Группировка нот. Дирижирование простых, сложных размеров.
  4. Ритм. Темп. Основное и произвольное деление длительностей. Ритмические формулы – пунктирный ритм, синкопа. Основные виды темпа. Развитие метроритмического чувства. Дирижирование песнопений с несимметричным ритмом. Изучение обиходных песнопений: стихир.
  5. Лад. Основные и хроматические ступени лада. Мажорный и минорный лад. Названия, обозначения и свойства ступеней лада. Знаменный звукоряд. Другие модальные лады. Сольфеджирование и пение со словами знаменных песнопений.

Второй семестр

  1. Тональность. Диезные и бемольные тональности. Квинтовый круг мажорных и минорных тональностей. Виды мажора и минора. Параллельные тональности. Отклонение, модуляция, сопоставление. Транспонирование. Интонирование мажорной и минорной гаммы. Изучение обиходных песнопений: запевов на стихиры.
  2. Интервалы. Общая характеристика интервалов. Интервалы вне лада. Простые и составные, консонирующие и диссонирующие интервалы. Обращение интервалов. Интонирование интервалов вне лада.
  3. Интервалы в ладу. Устойчивые и неустойчивые, диатонические и хроматические интервалы. Тритоны и характерные интервалы. Интонирование интервалов в ладу. Изучение обиходных песнопений: ирмосов.
  4. Аккорды. Аккорды вне лада. Трезвучия, септаккорды, их виды и обращения. Аккорды в ладу. Главные и побочные трезвучия. Септаккорды на ступенях лада. Задавание тона на церковное песнопение.
  5. Мелодия. Важнейшие виды мелодического рисунка. Способы мелодического развития. Кульминация мелодии. Общее понятие о музыкальном синтаксисе. Виды совместного движения голосов. Динамика. Фактура. Песнопения вечерни, утрени, литургии.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

А) Основная литература

  1. Вахромеев В. А. Учебник церковного пения : в 2 т., Т. 1 / В. А. Вахромеев ; под ред. Н.В. Шиманского. — 2-е изд. — Мн. : Белорус. Православ. Церковь : Харвест, 2013
  2. Вахромеев В. А. Учебник церковного пения : в 2 т., Т. 2 / В. А. Вахромеев ; под ред. Н.В. Шиманского. — 2-е изд. — Мн. : Белорус. Православ. Церковь : Харвест, 2013
  3. Учебный обиход : пособие по изучению Осмогласия : для 1 курса семинарии / сост. игумен Никифор (Кирзин) ; Московская Духовная Академия и Семинария. — Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006
  4. Учебный обиход церковного пения : неизменяемые песнопения всенощного бдения и литургии. — Тула : [б. и.], 2018

Б) Рекомендуемая литература

  1. 36 сольфеджий / Сост. свящ. В. Зиновьев. М.: Типограф. М.П. Юргенсона, б. г.
  2. Алексеев Б. К., Мясоедов А. Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986.
  3. Булучевский В. А., Фомин В. С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Л.: Музыка, 1984.
  4. Гарсиа М. Школа пения / Предисл., перевод., комментарии и примеч. проф. В. А. Багадурова. М.: Музгиз, 1956.
  5. Дмитревский Г.А. Хороведение и управление хором. М.-Л., 1948.
  6. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2004.
  7. Драгомиров П. Д. Учебник сольфеджио. М.: Музыка, 2006.
  8. Дубовский И. И., Евсеев С. В., Способин И. В., Соколов В. В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 1991.
  9. Дюпре Ж. Искусство пения / Пер. с франц. и ред. Н. Г. Райского. М.: Музгиз, 1955.
  10. Жинкин Н. И. О теориях голосообразования // Мышление и речь. М.: АПН РСФСР, 1963. С. 219–271.
  11. Жинкин Н. И. Речевой и певческий режимы фонации // Развитие детского голоса. М.: АПН РСФСР, 1963. С. 304–316.
  12. Каплун Я. М. Пособие по обучению постановки голоса вокалистов. М.: Крас. воин, 1998.
  13. Киселев А. Н. Теория и практика резонансного пения // Вопросы вокального образования. Методические рекомендации Совета по вокальному искусству при Мин. Культуры РФ (для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений). М., СПб., 2008. С. 59–61.
  14. Климов М. Г. Первоначальное сольфеджио. М.-Л.: Гос. муз. изд., 1939.
  15. Ковин Н. Управление хором: Пособие для регентов: Хоровое и регентское дело. Пг., 1915. (Репринт. М., 1996).
  16. Кравченко А. М. Секреты бельканто. М.: ОАО «СофтЭрго», 1993.
  17. Красинская Л., Уткин В. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2007.
  18. Курс теории музыки / Ред. А. Л. Островский. Л.: Музыка, 1984.
  19. Курс хорового церковного пения / Сост. С. В. Смоленский. Казань, 1896.
  20. Ладухин Н. М. Одноголосное сольфеджио. М.: Музыка, 1997.
  21. Люш Д. В. Развитие и сохранение певческого голоса. Киев: Муз. Украина, 1988.
  22. Морозов В. П. Искусство резонансного пения: Основы резонансной теории и техники М., Моск. госуд. консерв., 2002.
  23. Музыкальный энциклопедический словарь / Ред. Г. В. Келдыш. М.: Музыка, 1990.
  24. Нафанаил (Бочкало), иером. Всенощное бдение. СТСЛ, 2009.
  25. Незванов Б. Интонирование в курсе сольфеджио. Л. 1984.
  26. Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа IX-XX веков. М., 1998.
  27. Никольский А. Голос и слух хорового певца. Пг., 1916.
  28. Обиход. Нотный сборник Киево-Печерской лавры: Всенощное бдение. Киев, 1910. Ч. I. ( Репринт. М. 2001).
  29. Октоих: Приложение. М.: Издат. Совет РПЦ, 2004.
  30. Памяти А. В. Свешникова. Статьи. Воспоминания. М., 1998.
  31. Песнопения вечерни и утрени обиходного распева. Учебное пособие для женского хора. Загорск, 1989.
  32. Песнопения святой Пасхи / Сост. архим. Матфей, игум. Никифор. СТСЛ МДА, 2010.
  33. Песнопения Страстной Седмицы / сост. архим. Матфей (Мормыль). ТСЛ, 2000.
  34. Пигров К. Руководство хором. М., 1964.
  35. Работнов Л. Д. Основы физиологии и паталогии голоса певцов. М.: Музгиз, 1932.
  36. Рудаков Е. А. Новая теория образования высокой певческой форманты // Применение акустических методов исследования в музыкознании. М.: Музыка, 1964. С. 18–37.
  37. Сборник духовно-музыкальных песнопений. Постная триодь (для трех и четырех мужских голосов). / Ред. Е. С. Азеева. Б. м., 1999.
  38. Современное осмогласие : гласовые напевы московской традиции : (учебное пособие) / авт.-сост. С. Ю. Маркелов. — М. : ДАРЪ, 2015
  39. Способин И. В. Элементарная теория музыки. М.: Кифара, 2008.
  40. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.–Л., 1947.
  41. Трубачев С., диак. Полное собрание богослужебных песнопений: В 2 т. М.: Живоносный Источник, 2007.
  42. Фант Г. Акустическая теория речеобразования. М.: Наука, 1964.
  43. Фридкин Г. А. Практическое руководство по музыкальной грамоте. М.: Музыка, 1969.
  44. Чесноков П. Г. Хор и управление им. М., 1952.
  45. Шатковский Г. И. Развитие музыкального слуха. М.: Музыка, 1996.
  46. Энциклопедия юного музыканта / Состав. И. Ю. Куберский, Е. В. Минина. СПб.: Диамант, 2001.
  47. Юссон Р. Певческий голос. М.: Музыка, 1974.
  48. Современное осмогласие: Гласовые напевы московской традиции : учебное пособие [Электронный ресурс] / авт.-сост. С. Маркелов. — Москва : ДАРЪ, 2015. — 128 с. — (Азы Православия). — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441251
  49. Никулина Е.Н. Богослужебный устав и гимнография : учебное пособие с хрестоматией [Электронный ресурс] — Москва : ПСТГУ, 2017. — 208 с. — Библиогр.: 109 с.. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494975
  50. Пожидаева, Г.А. Певческие традиции Древней Руси [Электронный ресурс] — Москва : Знак, 2007. — 925 с. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=73241