logo
Тульская духовная семинария
Основана в 1801, возрождена в 2002 году.

Учебная практика

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Учебная практика является важнейшим компонентом и составной частью учебного процесса студентов. Педагогическая практика является видом учебной деятельности, в процессе которого студенты организуют и проводят учебно-воспитательные мероприятия в образовательных учреждениях общего, дополнительного образования, православных образовательных организациях. Программа составлена в соответствии с ФГОС Теология, Положением о программе практики  ТулДС .

Основная цель практики – подготовка будущих священников к организации и осуществлению образовательной деятельности на приходе.

Задачи педагогической практики студентов:

  • закрепление знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе изучения дисциплин;
  • овладение методикой подготовки и проведения разнообразных форм проведения занятий;
  • овладение методикой анализа учебных занятий;
  • закрепление навыков самостоятельной работы в процессе подготовки к проведению уроков и различных мероприятий;
  • привитие навыков педагогического мастерства, умения изложить материал в доступной и понятной форме для различных социальных категорий детей;
  • закрепление, углубление и применение знаний, приобретенных в период изучения педагогических и богословских дисциплин;
  • приобретениенеобходимого пастырю педагогического опыта.

 

ВИД ПРАКТИКИ, СПОСОБЫ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ.

Учебная практика является практикой по получению первичных профессиональных умений и навыков.

«Учебная практика» проводится как на базе семинарии, так и на базе других образовательных организаций, находящихся на территории Тульской епархии.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Знать:
основные понятия дидактики и воспитания с учетом возрастных особенностей;
методологию современной психолого-педагогической науки;
нормативно-правовые документы, регулирующие педагогическую деятельность;
основные учебно-методические принципы и методы для разработки элементов учебных курсов и подготовки методических материалов.
Уметь:
изучать психолого-педагогические, а также возрастные и социальные особенности познавательной деятельности детей;
определять и реализовать обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока, внеклассных занятий по предмету и учебно-воспитательных мероприятий;
осуществлять текущее и перспективное планирование всех видов учебно-воспитательной работы;
обоснованно выбирать оптимальную структуру урока, формы, методы и приемы обучения;
обоснованно выбирать и использовать разнообразные методы воспитания, приемы педагогического действия на учащихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьника и детского коллектива;
анализировать процесс и результаты учебно-воспитательной работы, как учителей, товарищей, так и своей собственной работы.
Владеть:
составлением плана-конспекта урока;
контролем знаний, умений и навыков учащихся;
установлением и поддержанием на уроке дисциплины, внимания;
осуществлением индивидуального подхода к детям различного возраста, различных социальных категорий с учетом их возрастных особенностей;
подготовкой и проведением церковных праздников с детьми;
организацией досуговой деятельности детей на приходе;
доступным и внятным изложением духовного опыта Церкви.

 

МЕСТО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

    • Требования к предварительной подготовке обучающихся «Педагогика», «Православная педагогика».
    • Дисциплины и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Учебная практика включает в себя проведение следующих работ:
— выезд в школу-интернат и детский юношеский центр;
— ознакомление со структурой образовательного процесса в образовательной школе, православной гимназии, воскресной школе, школе-интернате, детском юношеском центре;
— самостоятельную подготовку план-конспектов занятий;
—  подготовку и проведение уроков с детьми;
— осуществление анализа проведенных занятий;
— подготовку, организацию и проведение православного детского праздника;
— проведение воспитательных бесед с детьми из школы-интерната;
— оформление отчетных документов по результатам прохождения педагогической практики.

 

МЕСТО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  • Требования к предварительной подготовке обучающихся «Педагогика», «Православная педагогика».
  • Дисциплины и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующе

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Учебная практика включает в себя проведение следующих работ:
— выезд в школу-интернат и детский юношеский центр;
— ознакомление со структурой образовательного процесса в образовательной школе, православной гимназии, воскресной школе, школе-интернате, детском юношеском центре;
— самостоятельную подготовку план-конспектов занятий;
—  подготовку и проведение уроков с детьми;
— осуществление анализа проведенных занятий;
— подготовку, организацию и проведение православного детского праздника;
— проведение воспитательных бесед с детьми из школы-интерната;
— оформление отчетных документов по результатам прохождения педагогической практики.

 

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Рассредоточенная педагогическая практика (I-е полугодие). Каждому студенту предоставляется на выбор список учреждений, в которых он проходит практику.

Для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике промежуточный контроль проводится в виде письменных отчетов – дневников практики (включают в себя: выезд в школу-интернат и детско-юношеский центр, проведение урока в выбранном учреждении, организация и проведение детского праздника), в отдельных случаях (защита проектов «Создание детско-юношеского центра» и «Организация и проведение детского праздника»)- в виде семинаров. Формы письменных отчеты прилагаются (см. Приложение).

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Основная литература:

  1. Дивногорцева С.Ю. Основы православной педагогической культуры : учебное пособие / С.Ю. Дивногорцева ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. –М. : Издательство ПСТГУ, 2013.  http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=494960
  2. Зеньковский В.В., проф. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. В. Зеньковский, проф. –М. : Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993.
  3. Никитская, Е.А. Православная воскресная школа как воспитательная организация: социально-педагогический потенциал / Е.А. Никитская. –М. : Логос, 2012. – 207 с https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119445

Дополнительная литература:

  1. Лихачёв, Б.Т. Педагогика : курс лекций / Б.Т. Лихачёв. –М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. – 648 с.
  2. Гуревич, П.С. Психология и педагогика : учебник / П.С. Гуревич. –М. :Юнити-Дана, 2015. – 320 с.  https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117117
  3. Беленчук, Л.Н. История отечественной педагогики : учебное пособие / Л.Н. Беленчук. –М. : Институт эффективных технологий, 2013. – 120 с.  https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232198
  4. Православное просвещение и духовно-нравственное воспитание в школе: теоретические аспекты и практический опыт : научно-методическое пособие в помощь учителю / Смоленская Православная Духовная Семинария ; авт. Сост. Л.Н. Урбанович ; гл. ред. Урбанович Георгий, прот. –Смоленск : Смоленская Православная Духовная Семинария, 2014.  http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257033
  5. Зеньковский В.В., протопресв. Педагогика / В. В. Зеньковский, протопресв. –М. : ПСТБИ, 1996.
  6. Георгий (Шестун), игум. Православная педагогика : онтологические и ист.-теорет. Основы педагогики правосл. Цивилизации / Георгий (Шестун), игум.; авт. Предисл. М. В. Захарченко. – 4-е изд., испр. И доп. –М. : Про-Пресс, 2010.
  7. Дивногорцева, С.Ю. Становление и развитие православной педагогической культуры в России / С.Ю. Дивногорцева ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. –М. : Издательство ПСТГУ, 2012. – 264 с.
  8. Православное просвещение и духовно-нравственное воспитание в школе: теоретические аспекты и практический опыт : научно-методическое пособие в помощь учителю / Смоленская Православная Духовная Семинария ; авт. Сост. Л.Н. Урбанович ; гл. ред. Урбанович Георгий, прот. –Смоленск : Смоленская Православная Духовная Семинария, 2014. – 272 с.  https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257033