logo
Тульская духовная семинария
Основана в 1801, возрождена в 2002 году.

Катехизис

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель курса: дать студенту начальные представления об основных истинах Православия, содержащихся в Священном Писании и Священном Предании.

Изучение курса требует решения следующих задач:

  • уяснение основных истин христианской веры;
  • получение представлений об основных отличиях православного вероучения от вероучения иных конфессий;
  • определение основных направлений дальнейшего изучения богословских дисциплин.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Катихизис» входит в базовую часть ООП как курс для Подготовительного отделения и является обязательной для изучения.

Курс «Катихизис» призван подготовить учащегося к освоению богословских дисциплин. Курс состоит из трех разделов. В первом разделе даются основные понятия о Божественном Откровении, о месте в нем Священного Писания и Священного Предания. Во втором разделе дается развернутое толкование Символа веры. В третьем, заключительном, разделе излагаются основы Предания Церкви о христианской жизни на основе толкования молитвы Господней, заповедей блаженств и заповедей декалога Изучение курса сопровождается систематической проверкой (опросом) усвоенного материала, а также проведением письменных работ по пройденному материалу. Курс завершается сдачей экзамена.

Для изучения дисциплины выделены два семестра обучения. Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.

 

КОМПЕТЕНЦИИ (НАВЫКИ) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

После изучения курса студент обязан:

  • ориентироваться в содержании и свободно пользоваться полученными богословскими знаниями;
  • богословски грамотно и убедительно представить свою вероисповедную позицию;
  • использовать полученные знания при изучении других богословских дисциплин.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1.1 Понятие о Православном Катихизисе. Определение Катихизиса. Определение веры (психологическая уверенность; предмет уверенности, учение; онтологическая связь; доверие Промыслу Божию; хранение верности Богу; стремление к богообщению; решимость в исполнении воли Божией). Предмет Катихизиса (истины вероучительные; истины нравоучительные; истины богообщения).

Тема 1.2. Необходимость знания основ христианского вероучения для всякого христианина. Значение разума в религиозной жизни (разумное служение Богу; неразрывность веры и разума; осмысленность веры; опасность неразумной веры). Составляющие спасения (истинное богопознание; православная вера; жизнь по вере и добродетель, исполнение воли Божией). Понятие о богословии (учение о Триедином Боге; учение о Боге и Его Промысле; корпус богословских дисциплин). Догматическое сознание (усвоенное вероучение; необходимость обобщения и систематизации духовного опыта; проверка доброкачественности духовного опыта). Догматическое сознание и ересь (определение ереси; рационализация вероучения, ложный духовный опыт; опасность ереси: разрыв богообщения; забота Церкви; догматы). Значение вероучительных истин в жизни христианина (духовные ориентиры; сотериологическое значение; фундаментальность духовной жизни).

Тема 1.3. Православная катихизическая литература. Значение. Авторские произведения. Исторические памятники XVII в. (символические книги Православия; зависимость от западного схоластического богословия). «Пространный Катихизис» святителя Филарета (Дроздова), XIX в. Катихизисы XX века (несоотнесенность с авторитетом Катихизиса святителя Филарета (Дроздова).

Тема 1.4  Пути богопознания. Естественный и сверхъестественный пути богопознания (непосредственный и опосредованный источник познания). Два пути естественного богопознания (космологическое умозаключение; самопознание). Неопределенность и условность естественного богопознания.

Тема 1.5 Сверхъестественное богопознание. Познание Бога из Божественного Откровения (непосредственность богопознания; определение Божественного    Откровения;    сотериологическая    ценность    Божественного Откровения). «Процессуальный» характер Божественного Откровения (ветхозаветные провозвестники; новозаветная завершенность). Универсальность новозаветного Откровения (христоцентричностъ, всеобщность, вневременность). Полнота новозаветного Откровения (фрагментарность и опосредованность ветхозаветного Откровения. Сотериологическая завершенность и целостность Откровения во Христе).

Тема 1.6 Понятие о Священном Предании и Священном Писании. Священное Предание: общее понятие и раннехристианские представления о Священном Предании. Принцип единства (происхождение, предмет и содержание). Три уровня (учение и исторические памятники; опыт духовной жизни; благодатное освящение в Церкви).

О Священном Писании в особенности. Понятие о Священном Писании. Библия (обоснованность; историческая буквальность). Богодухновенность Священного Писания (авторство; творческое соавторство; вопросы непогрешимости Священного Писания). Признаки богодухновенности Священного Писания (святость, пророчества, чудеса, всеобщность распространения). Канон Священного Писания (понятие; отделы: ветхозаветный и новозаветный). Правила чтения Священного Писания (благоговейность, молитвенность; духовная целенаправленность; авторитет святоотеческого толкования; consensus patrum).

Отношение Священного Писания к Священному Преданию. Сравнительная древность Священного Предания и Священного Писания (критерий каноничности: авторитетность Священного Предания). Латинская богословско-историческая концепция. Формы Священного Предания (Священное Писание; правило веры; литургическое предание). Наиважнейшая форма Священного Предания. Необходимость Священного Предания (опыт духовной жизни и благодатное освящение; сохранение традиционного святоотеческого толкования; действенность таинств и обрядов).

Божественное Откровение и Церковь. Адресат Священного Предания. «Верное хранилище Священного Предания» (Церковь как богочеловеческий организм; значение таинств Церкви). Единственно-верная истолковательница Священного Писания (церковный статус Священного Писания; непосредственное научение Истине). Изучение Священного Предания (познание в опыте духовной жизни в Церкви; цель христианской жизни).

Тема 2 Понятие о Символе веры.

Тема 2.1 Этимология. Значение. Символика. Специфика. Задача. Понятие о Вселенских Соборах: причины, значение, статус. Рецепция Церкви. Никео-Цареградский Символ веры.

Тема 2.2. Первый член Символа веры. Исповедание веры: личностность, необходимость   для   спасения,   бескомпромиссность,   единство,   опасность отречения. Учение о существе Божием: истина единства существа Божия. О возможности познания существа Божия: понятие «сущности», непознаваемость Сущности и познаваемость Божественных энергий, действований. Нетварность Божественных энергий (доктрина Варлаама; учение святителя Григория Паламы; природа Божественных энергий).

Тема 2.3. Свойства естества Божия. Понятие об онтологических и духовных свойствах Божиих. Онтологические свойства (апофатические). Отрицательный метод богословия. Духовные свойства (катафатические). Положительный метод богословия. Антропоморфизмы Священного Писания: понятие, назначение. Ересь антропоморфитов.

Тема 2.4. Догмат о Пресвятой Троице. Триединство Божие как основание христианской религии: уникальность, фундаментальность, основные положения. Учение Священного Писания о Триедином Боге. Учение Ветхого Завета. Учение Нового Завета.

Тема   2.5.   Краткая   предыстория   догмата   о   Пресвятой   Троице. Христология апологетов как основание тринитарных споров. Монархианство: динамизм, модализм. Арианство. Доктрина Ария.

Тема 2.6. Учение Каппадокийцев о единосущии Лиц Пресвятой Троицы. Определение I Вселенского Собора о единосущии (терминологическая неясность). Заслуга каппадокийцев: ясность троичной терминологии. Понятие личности. Личность и природа. Личность как конкретный носитель качеств. Природа как внутреннее содержание личности.

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам. Свидетельства Откровения об отношениях Божественных Лиц. Отношение между Отцом и Сыном. Отношение между Отцом и Святым Духом. Личные (ипостасные) свойства: нерожденность Отца, рожденность Сына, исхождение Святого Духа. Отсутствие ипостасной соподчиненности между Сыном и Святым Духом. Правильное представление об отношениях Божественных Лиц: предвечность «рождения» и «исхождения». Таинственность, неизреченность общения Божественных Лиц. Уникальность «троичности».

Тема 2.7  Бог как Творец и Промыслитель мира. Первопричина и сила, сохраняющая бытие мира. Сущность христианского учения о творении мира. Нехристианские концепции происхождения мира. Христианская концепция творения мира «из ничего». Побуждение и цель творения мира.

Тема 2.8 Основные виды творений Божиих. Мир духовный (понятие об ангелах). Время сотворения ангелов. Ангельская иерархия. Цель бытия ангелов. Разделение ангелов на добрых и злых. Падение злых духов. Мир падших духов. Мир вещественный (дни творения; творение человека; природа человека; образ и подобие Божие в человеке; назначение человека). Состояние первозданного человека.

Христианское учение о Промысле Божием. Понятие о Промысле Божием. Действительность Промысла Божия. Действия Промысла Божия. Виды Промысла Божия. Образы Божественного Промысла (естественный, сверхъестественный).

Тема 3 Второй член Символа веры.

Тема 3.1 Учение Символа веры о Лице Господа Иисуса Христа. Этимология имени «Иисус Христос». Богочеловеческая природа Иисуса Христа. Предвечное рождение Сына Божия. Образ Откровения Пресвятой Троицы в мире.

Тема 3.2 Третий член Символа веры. Грехопадение прародителей. Состояние человека до грехопадения. Сущность грехопадения. Последствия грехопадения. Разрыв изначального благодатного единства человека с Богом. Дисгармония человеческой природы. «Атомизация» человеческой природы. Состояние первородного греха. Космическая катастрофичность.

Тема 3.3 Основы православной христологии. Посредническое служение Господа Иисуса Христа. Истинное Человечество Господа Иисуса Христа. Отличия Господа Иисуса Христа от нас по человечеству. Боговоплощение. Единство Лица Господа Иисуса Христа. Образ соединения двух природ во Христе. Ересь несторианства. Ересь монофизитства. Православное учение об ипостасном соединении естеств в Господе Иисусе Христе. Следствия ипостасного соединения во Христе двух естеств. Ересь монофелитства. Основы православной мариологии.

Тема 3.4 Учение о таинстве Искупления. Понятие «спасения». Этимология «Искупления». Цель Искупления и его необходимость. Образ совершения Господом Иисусом Христом нашего спасения. Юридическая теория Искупления (основные положения; несостоятельность). Православная сотериология.

Тема 3.5 Четвертый член Символа веры. Крестная Жертва как центральное событие Искупления. Образ Страдания Сына Божия. Историческая реальность смерти Христа. Образ усвоения спасительных плодов Искупительной Жертвы.

Тема 3.6 Пятый член Символа веры. Сошествие Иисуса Христа во ад (понятие ада; цель Сошествия; единство Ипостаси Богочеловека). Воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых. Предсказания Ветхого Завета о Воскресении. Реальность Воскресения Христова.

Тема 3.7 Шестой член Символа веры. Свидетельство Священного Писания о Вознесении Господа. Значение Вознесения в деле Искупления. Смысл и значение выражения «седяща одесную Отца».

Тема 3.8 Седьмой член Символа веры. Учение Церкви о Втором пришествии Христовом: неизвестность времени Второго пришествия. Признаки Второго пришествия. Образ и содержание будущего суда Христова. Виды Царства Христова.

Тема 4 Восьмой член Символа веры.

Тема 4.1 Учение о Святом Духе. О Божественном достоинстве Святого Духа (свидетельства Священного Писания; равночестность с Отцом и Сыном).

Тема 4.2 Личное свойство Святого Духа. Сообщение Святого Духа всем истинным христианам.

Тема 5. Девятый член Символа веры.

Тема 5.1 Понятие о Церкви Христовой (этимология; видимая и невидимая стороны; определение).

Тема 5.2 Понятие о Церкви Христовой на земле (внутренняя и внешняя стороны земного аспекта Церкви; определение).

Тема 5.3 Существенные свойства Церкви Христовой. Единство. Церкви. Единство как принцип бытия Церкви. Внешнее выражение единства Церкви. Единство Церкви земной и Церкви небесной.

Тема 5.4 Святость Церкви.

Тема 5.5 Соборность (кафоличность) Церкви.

Тема 5.6 Апостольство Церкви. Историчность апостольства. Апостольское Предание. Апостольское преемство и богоучрежденная церковная иерархия. Необходимость принадлежать к Церкви для спасения.

Тема 6  Десятый член Символа веры.

Тема 6.1 Понятие о церковных таинствах. Таинство Крещения. Таинство Миропомазания.

Тема 6.2 Таинство Евхаристии.

Тема 6.3 Таинство Покаяния.

Тема 6.4 Таинство Священства.

Тема 6.5 Таинство Брака.

Тема 6.6 Таинство Елеосвящения.

Тема 7 Одиннадцатый член Символа веры.

Тема 7.1 Учение о воскресении мертвых. Учение о воскресении мертвых в Священном Писании. Тождественность тела воскресшего телу живущего. Хилиазм и его несостоятельность.

Тема 7.2 Изменение живых при воскресении мертвых. Кончина мира. Состояние душ умерших до дня всеобщего воскресения.

Тема 8 Двенадцатый член Символа веры.

Тема 8.1 Вечное блаженство праведников.

Тема 8.2 Вечные мучения грешников.

Тема 9 Учение о христианской надежде. Молитва Господня.

Тема 9.1 Понятие христианской надежды, ее основание и средства.

Тема 9.2 Общее представление о молитве (понятие; три главных рода молитвословий; виды; взаимосвязь внутренней и внешней молитвы).

Тема 9.3 Молитва Господня.

Тема 9.4 Понятие общей христианской молитвы. Составные части молитвы Господней. О призывании. О первом прошении.

Тема 9.5 О втором прошении. О третьем прошении. О четвертом прошении.

Тема 9.6  О пятом прошении. О шестом прошении. О седьмом прошении. О славословии.

Тема 10 Учение о блаженстве.

Тема 10.1 Общее понятие и составные части каждой заповеди блаженства.

Тема 10.2  О первой заповеди блаженства. О второй заповеди блаженства.

Тема 10.3 О третьей заповеди блаженства. О четвертой заповеди блаженства.

Тема 10.4 О пятой заповеди блаженства. О шестой заповеди блаженства.

Тема 10.5  О седьмой заповеди блаженства. О восьмой заповеди блаженства.

Тема 10.6  О девятой заповеди блаженства.

Тема 11 Учение о христианской любви.

Тема 11.1 О союзе веры и любви (любовь и добродетель как плод истинной веры; необходимость веры, любви и добродетели для спасения; критерий истинной любви). О Законе Божием и заповедях. Заповеди Декалога. Основные сведения о заповедях декалога, их разделение и нравственное содержание.

Тема 11.2. Первая заповедь Декалога. Понятие о «должностях». Внутреннее и внешнее богопочитание. Грехи против первой заповеди. Почитание ангелов и святых. Вторая заповедь Декалога (пояснительность; понятие о «кумире»; предмет запрещения; понятие «иконы»; отношение к священным изображениям; идолопоклонство; страсти; добродетели).

Тема 11.3 Третья заповедь Декалога. Предмет запрещения. Грехи против заповеди. Понятие «общественной клятвы».

Тема 11.4 Четвертая заповедь Декалога. Понятие о «седьмом дне». Свидетельства Священного Писания. Понятие о христианских праздниках. Понятие о православных постах. Смысл и значение постов. Назначение христианских праздников. Грехи против заповеди.

Тема 11.5 Пятая заповедь Декалога. Понятие о «должностях почитания». Предмет почитания. Свидетельства Священного Писания. Добродетель почитания. Значение заповеди.

Тема 11.6 Шестая заповедь Декалога. Предмет запрещения. Понятие «законного убийства». Понятие невольного убийства. Понятие незаконного убийства. Понятие о самоубийстве и дуэлях. Понятие о духовном убийстве. Необходимые добродетели.

Тема 11.7 Седьмая заповедь Декалога. Предмет запрещения. Виды любодеяния. Понятие о внутреннем прелюбодействе. Средства против внутреннего прелюбодейства. Необходимые добродетели и их обоснование.

Тема 11.8 Восьмая заповедь Декалога. Предмет запрещения. Грехи против заповеди. Учение святителя Иоанна Златоуста о  хитрости.  Необходимые добродетели. Девятая заповедь Декалога. Предмет запрещения. Необходимые добродетели. Десятая заповедь Декалога. Предмет запрещения. Причины запрещения. Необходимые добродетели.

Тема 12 Практическое применение учения о вере, надежде и христианской любви в жизни христианина.

Тема 12.1. Необходимость полного соответствия жизни принципам христианской любви. Покаяние, смиренномудрие, добродетель. Значение и цель христианской добродетели.

Тема 12.2. Необходимость постоянного духовного возрастания жизни. Исполнение воли Божией. Участие в православном богослужении. Чтение Слова Божия и духовных книг. Молитва. Иконопочитание. Почитание святых мощей. Пост. Развитие богодарованных талантов.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Обязательными   видами самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Катихизис» являются: подготовка к семинарскому занятию по ключевым вопросам темы, подготовка устного выступления в форме доклада,  ответы на контрольные вопросы семинарского занятия с целью самопроверки, написание курсовой работы.

Рекомендуемыми видами самостоятельной работы, развивающими интеллектуальные и творческие способности студентов, является подготовка доклада на студенческую научно-техническую конференцию и др.

Основным методом подготовки студента к семинарскому занятию является его самостоятельная работа. Семинар — активная форма работы студентов. Участие в работе группы на семинаре способствует более прочному усвоению материалов лекций по «Катихизису», глубокому осмыслению причинно-следственных связей между отдельными явлениями общественной  жизни прошлого, пониманию актуальности изучаемых проблем.

В основе подготовки к семинару лежит работа с конспектами лекций и рекомендованной кафедрой учебной литературой. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме семинара. Самостоятельная работа позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на семинаре, выразить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Итогом подготовки студентов к семинарским занятиям должны быть их выступления, активное участие в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы.

Работа с учебной, научной и популярной литературой.

В процессе изучения курса студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебной (а также научной и популярной) литературы.

Самостоятельная работа с учебными пособиями, научной и популярной литературой, материалами периодики и Интернета является наиболее эффективным методом получения знаний по данному предмету, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению  изучаемого материала, формирует у студентов своё отношение к конкретной культурологической  или общественно-политической проблеме, определяет их гражданскую позицию.

Самостоятельная  работа студентов с литературой не отделена от лекций и семинаров, однако вдумчивое чтение источников, составление тезисов, подготовка сообщений на базе прочитанных материалов способствует гораздо более глубокому пониманию изучаемой проблемы. Данная работа также предполагает обращение студентов к справочной литературе для уяснения конкретных терминов и понятий, введенных в курс, что способствует пониманию и закреплению пройденного лекционного материала и подготовке к семинарским занятиям.

Устный доклад.

Итогом самостоятельной работы студента является выступление на семинаре. До написания доклада по выбранной теме необходимо провести поиск и изучение литературы (монографии, научные сборники, учебники, учебные и методические пособия, публикации в периодических изданиях, энциклопедии). Литература должна быть разнообразной и включать не менее 5 названий в списке использованной литературы. После изучения литературы студент приступает к написанию работы. В ней требуется всесторонне раскрыть основные вопросы темы, показать их глубокое  знание и понимание, проанализировать различные концепции и точки зрения, высказать свою позицию.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) Основная литература

  1. Митрополит Иларион (Алфеев) «Катехизис.Краткий путеводитель по православной вере».- М.: Изд-во ЭКСМО, 2017. -256с.
  2. Катихизис: Введение в догматическое богословие: курс лек- ций / Протоиерей Олег Давыденков. – 2-е изд., испр. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2017
  3. Давыденков О., прот. Катихизис: Введение в догматическое богословие: курс лекций. – 2-е изд., испр.- М.: Изд-во ПСТГУ, 2011.
  4. Филарет (Дроздов), свт. Пространный Православный Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. (Любое издание).

б) Дополнительная литература

  1. Антоний, митр. Сурожский. Беседы о вере и Церкви / Сост. Е.Л. Майданович. – М.: СП Интербрук, 1991.
  2. Антоний, митр. Сурожский. Церковь. – К.: Пролог, 2005.
  3. Василий Великий, свт. Нравственные правила. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011 – 208 с.
  4. Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. (Любое издание).
  5. Иларион (Алфеев), игум. Таинство веры: введение в православное богословие. 2-е изд., перераб. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2000.
  6. Каллист (Уэр), епископ Диоклийский. Православная Церковь. – М.: ББИ св. ап. Андрея, 2001.
  7. Кирилл, митр. Смоленский и Калининградский. Слово пастыря: Бог и человек. История спасения. 2-е изд. – М.: Издательский совет РПЦ, 2005.
  8. Лосский В.Н., Петр (Л’юилье), еп. Толкование на Символ веры. – Киев: Изд-во храма преп. Агапита Печерского, 2000.
  9. Скурат К.Е. Христианское учение о молитве и её значение в деле нравственного совершенствования. – Клин: Фонд «Христ. жизнь», 1999.
  10. Хопко, Фома, прот. Основы Православия / Пер. с англ. под ред. прот. Андрея Трегубова. – Вильнюс: ЗАО «Ална литера», 1991.