logo
Тульская духовная семинария
Основана в 1801, возрождена в 2002 году.

Логика

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 

Целями освоения дисциплины  «логика»  являются: формирование культуры логического мышления как неотъемлемой части общей культуры,

Задачами освоения дисциплины  являются: овладевание навыками анализа, обобщения и аргументации в различных социальных сферах человеческой жизнедеятельности и в коммуникативных процессах (в сферах политики,  права, теологии и др.).

Для изучения логики достаточно школьного образования. Знание логики, ее законов способствует более глубокому пониманию не только общих, но и специальных учебных дисциплин.

Для изучения логики достаточно школьного образования. Знание логики, ее законов способствует более глубокому пониманию не только общих, но и специальных учебных дисциплин.

 

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

1.Предмет и значение логики

1.1. Логика как наука о законах и формах мышления. Чувственное познание и абстрактное мышление. Особенности абстрактного мышления.

1.2. Логическая форма и логический закон. Истинность мысли и формальная правильность рассуждения.

1.3. Логика и язык. Функция языка. Естественный и искусственный языки. Язык как знаковая система. Аспекты языка: семантика, синтаксис, прагматика.

1.4. Теоретическое и практическое значение логики. Значение логики для науки и техники. Логика и язык права. Суждение и норма. Вопросно-ответные ситуации. Роль логики в духовно-практических видах деятельности: спор, дискуссия, полемика, убеждение, проповедь, обмен мнениями и т.д.

2. Понятие

2.1.  Понятие как форма мышления.

Логическая характеристика понятия. Объем и содержание понятия. Обобщение и ограничение понятий.

2.2. Виды понятий.

Общие, единичные и «пустые». Собирательные и не собирательные. Конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, безотносительные и относительные.

2.3. Отношения между понятиями.

Сравнимые и не сравнимые. Виды сравнимых: совместимые и несовместимые. Совместимые: равнозначные, перекрещивающиеся, подчиненные. Несовместимые: соподчиненные, противоположные, противоречащие. Анализ отношений между понятиями на кругах Эйлера.

2.4. Логические операции с понятиями: определение и деление понятий:

Определение понятий. Задачи определения. Явные и неявные определения. Явные определения: определение через род и видовое отличие, генетическое. Неявные: контекстуальные, остенсивные. Реальные и номинальные определения. Деление понятий. Виды деления: по видоизменению признака, дихотомическое. Классификация: естественная и искусственная. Правила и ошибки при делении.

3. Суждение

3.1. Суждение и его виды. Общая характеристика суждения.

Суждение и предложение. Структура суждения: субъект, предикат логическая связка, квантор.

3.2. Простые и сложные суждения. Простые суждения и их классификация: по объему субъекта, по содержанию предиката, по качеству связки.

3.3. Сложные суждения и их виды: конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция, отрицание.

3.4. Модальность суждений. Основные виды модальностей: логическая, фактическая, эпистемическая, аксиологическая, деонтическая и другие

4.Логика высказываний.

4.1. Табличное построение логики высказываний. Отношения между суждениями по значениям истинности. Табличные определения логических связок. «Логический квадрат».

4.2.  Основные законы логики высказываний.

Понятие о логическом законе. Основные законы логики: закон противоречия, закон тождества, закон исключенного третьего, закон контрапозиции, закон косвенного доказательства, законы двойного отрицания и другие.

5. Умозаключение

5.1. Общее понятие об умозаключении. Структура умозаключения. Логическое следование. Логически необходимые и вероятностные умозаключения. Виды умозаключений: дедукция, индукция и аналогия.

5.2. Непосредственные и опосредованные выводы из суждений. Виды непосредственного умозаключения: превращение, обращение и противопоставление предикату, умозаключение по логическому квадрату.

5.3. Дедуктивные умозаключения и их виды. Простой категорический силлогизм, его состав, фигуры и модусы. Сложный и сокращенный силлогизм.

5.4. Дедуктивные умозаключения с выводами из сложных суждений: условные, условно-категорические, разделительно-категорические, условно-разделительные умозаключения.

5.5. Индуктивные умозаключения. Понятие, структура и виды индуктивного умозаключения. Индукция и эмпирическое обобщение. Полная и неполная индукция. Виды полной индукции: популярная и научная. Вероятность популярной индукции.

5.6. Индуктивные методы установления причинных связей: метод сходства, метод различия, метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков.

5.7. Умозаключение по аналогии и его виды: аналогия свойств и аналогия отношений. Ложная аналогия. Вероятность выводов по аналогии. Аналогия как основа моделирования.

6. Логические основы аргументации

6.1.  Понятие доказательства и его структура.

Определение доказательства. Структура: тезис доказательства, аргументы, связь тезиса с аргументами. Виды доказательств: прямые и косвенные. Виды косвенных доказательств: следствия, противоречащие фактам, внутренне противоречащие суждения.

6.2. Опровержение. Виды опровержения тезиса путем выведения из него ложных следствий, путем установления истинности антитезиса, опровержение аргументов, связи аргументов и тезиса.

6.3. Правила доказательного рассуждения и его ошибки. Формальная ошибка. Ошибки в отношении тезиса, в отношении аргументов и демонстрация.

6.4.  Искусство спора. Общая характеристика. Дискуссия, полемика, софистика. Соблюдение требований логики в споре. Понятие о софизмах и логических парадоксах.

7. Формы развития знания.

7.1. Проблема и ее роль в познании. Понятие проблемной ситуации. Вопросно-ответные ситуации. Виды решений проблем.

7.2. Гипотеза и логические условия ее состоятельности. Виды гипотез: общие и частные. Понятие рабочей гипотезы. Гипотетико-дедуктивный метод в науке.

7.3. Версия. Условия отбора версий. Построение версии и способы ее подтверждения. Прямое и косвенное доказательство версии.

7.4. Теория как форма развития и систематизации знания. Разновидности теоретического знания. Роль логики в развитии, систематизации и обосновании научных знаний.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1 Основная литература

  1. Хоменко, И. В. Логика. Теория и практика аргументации : учебник для вузов / И. В. Хоменко .— М. : ЮРАЙТ, 2010 .— 315 с.
  2. Кириллов, В.И. Логика : учебник для юрид.вузов / В.И.Кириллов,А.А.Старченко .— 5-е изд.,перераб.и доп. — М. : Юристъ, 2007 .— 256с.
  3. Погудина, Татьяна Васильевна. Логика : учеб.-метод. пособие / Т. В. Погудина ; ТулГУ .— Тула : Контур, 2010 .— 152 с.

 

2 Дополнительная литература

  1. Мареев, С.Н.Московская академия экономики и права Логика : учебник / С.Н.Мареев;Моск.акад.экономики и права .— М. : Экзамен, 2006 .— 156с.
  2. Ивлев, Ю. В. Логика : учебник для вузов / Ю. В. Ивлев ; МГУ им. М. В. Ломоносова .— 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2008 .— 296 с.
  3. Попов, Ю. П. Логика : учеб. пособие для вузов / Ю. П. Попов .— 3-е изд., перераб. и доп .— М. : Кнорус, 2009 .— 295 с.

3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Базовые учебники по логике .— Б.м. : Навигатор, Б.г .— 1 CD .— (В помощь студенту.PDF-библиотека+софт) .— Содерж.:Логика/Под ред.Д.П.Горского,П.В.Таванца;МаковельскийА.О.Историялогики;ГегельГ.В.Ф.Наука логики .
  2. Ивин А.А. Логика: Учебник для гуманитарных факультетов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. //http://psylib.org.ua/books/ivina01/index.htm
  3. Список учебных материалов //http://www.gumfak.ru/logika.shtml

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМАТИКИ КУРСА «ЛОГИКА» НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ СТУДЕНТА

Тема 1. Формальная логика

Логический процесс мышления как познавательный процесс отражения объективной реальности. Основные компоненты содержания мыслей. Мышление и язык. Естественные и искусственные языки. Мышление как объект изучения формальной логики.

Понятие логической формы. Объективная обусловленность мышления в его содержании и формах. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение . Истинность мысли и формальная правильность рассуждения. Процесс формализации. Понятие логического закона.

Возникновение логики как науки. Изменение методов логики в процессе ее исторического развития. Особенности современного этапа развития формальной логики.

Предмет формальной логики. Логика формальная и диалектическая. Ограниченность функций формальной логики. Логика и философия. Логика и другие науки о мышлении. Овладение логикой — важнейшее условие повышения культуры мышления.

Литература:

1. Гетманова А.Д. Учебник по логике. — М.:Владос,1994.
2. Свинцов В.И. Логика. — М.: Высш. шк, 1987.
3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика -М.: 1990.
4. Упражнения по логике. — М.: Высш. шк. 1990.

Тема 2. Понятие: виды понятий и отношения между ними. Деление понятий

Понятие как форма отражения действительности, как форма мышления. Языковые формы выражения понятий. Роль понятий в получении знания и его изложении. Содержание и понятия и его объем. Закон обратного отношения содержания и объема понятий.

Виды понятий по объему: общие и единичные, понятия с нулевым и универсальным объемом, регистрирующие и не регистрирующие понятия. Виды понятий по содержанию: относительные и безотносительные, положительные и отрицательные, собирательные и не собирательные.

Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Виды сравнимых понятий: совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости и несовместимости понятий.

Определение и деление понятий. Виды деления: по видоизменению признака, дохотомическое деление. Простое и ступенчатое деление. Правила деления и возможные ошибки в делении.

Литература:

1.ГетмановаА.Д. Учебник по логике.-М.:Владос.1994.
2. Диалектическая логика/Под ред. З.М. Оруджева, А.П. Шептулина.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. -Разд.3. гл. 1,2,3.
3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика.-М.,1990.
4. Упражнения по логике. — М.: Высш. шк.,1990.

Тема 3. Суждение. Основные виды суждений и отношения между ними

Суждение как форма мышления. Суждение и понятие. Суждение и предложение. Простые и сложные суждения. Состав простого суждения: субъект, предикат , связка. Единичные и множественные суждения. Виды простых суждений по содержанию предиката, по объему субъекта, по качеству связи, по модальности. Распределенность терминов в суждении.

Виды сложных суждений по типу логических союзов. Выделяющие и исключающие суждения. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации и отрицания.

Основные виды суждений и отношения между ними. Общеутвердительные,общеотрицательные,частноутвердительныеичастнотрицательныесуждения. Распределенность терминов в основных видах суждений. Преобразования суждения — обращение и превращение. Логический квадрат как модель отношений между суждениями по истинности. Отношения подчинения, контрарности, субконтрарности, противоречия.

Литература:

1. Андреев И.Д. Диалектическая логика — М.: Высш.шк.,1985. -Гл. 4, §3.
2.ГетмановаА.Д. Учебник по логике -М.:Владос.,1994.
3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика М.1990
4. Упражнения по логике. — М.,1990.

Тема 4. Умозаключения. Их виды и логическая структура

Умозаключение как форма движения мысли. Логическая структура и виды умозаключений.

Дедуктивное умозаключение, его виды. Структура и правила построения различных видов дедуктивных умозаключений. Сокращенные, сложные и сложносокращенные дедуктивные умозаключения. Способы проверки их истинности. Логический квадрат.

Логическая природа индуктивных (вероятностных) умозаключений. Истинность и достоверность знания. Вероятность как характеристика достоверности знания.

Сущность, структура и виды дедуктивных умозаключений. Логические основания и правила индуктивных обобщений. Индуктивные методы установления причинных связей: виды и роль в познании.

Взаимосвязь индукции и дедукции в процессе мышления.

Ваше мнение о практической значимости закона в профессиональной деятельности.

Литература:

1. Гетманова А. Д. Учебник по логике.-М.:Владос.,1994.
2. Диалектическая логика/Под ред. З.М. Оруджева, А.П. Шептулина. -М.: Изд-ва Моск. ун-та, 1986 — Раздел III Гл. 1 — 3.
3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. — М,1990.
4. Упражнения по логике — М.: Высш. шк. 1990.

Тема 5. Закон тождества

Общая характеристика законов логики. Аксиоматичность, всеобщность, орудие познания действительности — характерные черты законов логики.

Сущность закона тождества. Равенство и неизменность конкретной мысли как выражение закона. Качественная определенность предметов и явлений объективного мира — объективное основание закона тождества.

Требования закона к мыслительному процессу личности: в процессе рассуждения о каком-либо предмете нельзя подменять этот предмет другим; в процессе рассуждения мысль может быть тождественна самой себе, если она однозначна.

Логическая ошибка при нарушении закона: подмена или смешение понятий.

Литература:

1.ГетмановаА.Д. Учебник по логике- М.: Владос, 1994.
2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика — М.,1990.
3. Упражнения по логике. -М.: Высш. шк.,1990.

Тема 6. Закон противоречия

Сущность закона: две мысли, из которых одна утверждает что-то о предмете, а другая отрицает, в одном и том же отношении и в одно и то же время не могут быть одновременно истинными.

Сфера распространения закона — противоречащие и противоположные суждения. Соблюдение требований закона — необходимое условие познания противоречий, существующих в действительности.

Объективная необходимость соблюдения требований закона противоречия и специфика их проявления в профессиональной деятельности.

Литература:

1.Гетманова А.Д. Учебник по логике-М. Владос, 1994.
2. Кириллов В.И. Старченко А.А. Логика. -М.,1990.
3. Свинцов В.И. Логика — М.: Высш. шк. 1987.
4. Упражнения по логике. — М.: Высш. шк. 1990.

Тема 7. Закон исключенного третьего

Понятие и специфика данного закона. Основное требование закона исключенного третьего: нельзя признавать одновременно логичными два противоречивых суждения.

Соотнесение положений закона с реальной практикой: содержание и особенности. Связь данного закона с законом противоречия; различие между ними.

Сфера действия закона исключенного третьего и ее характеристика. Требования закона к специфике мышления личности. Важность соблюдения положений закона в профессиональной деятельности.

Литература:

1.ГетмановаА.Д. Учебник по логике -М.:Владос.,1994.
2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика.- М.: 1990.
3. Упражнения по логике. — М.: Высш. шк. 1990.

Тема 8. Закон достаточного основания

Сущность закона достаточного основания. Его место среди других законов логики. Специфика закона-обращенная связь логического основания и логического следствия, ее характеристика.

Сфера распространения закона и ее особенности. Диалектическая взаимосвязь закона достаточного основания с другими законами логики. Последствия для мыслительной деятельности личности, нарушения требования данного закона.

Качественная определенность предметов — объективная основа формально-логических законов.

Литература:

1. Гетманова А.Д. Учебник по логике. — М.:Владос.,1994.
2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика, М.: 1990.
3. Свинцов В.И. Логика. — М.: Высш. шк. 1987.
4. Упражнения по логике. — М.: Высш. шк. 1990.

Тема 9. Гипотеза

Общая характеристика гипотезы. Гипотеза как форма развития состоятельности научных гипотез. Логическая природа и структура гипотезы, ее особенности в сравнении с дедуктивными и индуктивными умозаключениями. Основные случаи употребления гипотезы. Значение гипотез в познании действительности.

Виды гипотез. Гипотезы общие и частные, описательные и объяснительные. Понятие рабочей гипотезы. Конкурирующие гипотезы в науке.

Построение гипотез, их доказательство и опровержение. Понятие научной проблемы. Эвристические методы рассуждения и их роль в построении гипотез. Метод множественных гипотез. Метод верификации следствий. Опровержение гипотез через фальсификацию следствий. Полное и частичное опровержение гипотез. Условия превращения гипотезы в научную теорию.

Место гипотезы в философском знании.

Литература:

1. Гетманова А.Д. Учебник по логике. -М.:Владос.,1994.
2. Горский Д.П. и др. Краткий словарь пологике.- М.: Просвещение 1991 — 208 с.
3. Кириллов В.И. Старченко А.А. Логика. — М.: Высш. шк.1992.
4. Свинцов В.И. Логика. — М.: Высш. шк. 1987.

Тема 10. Доказательство и опровержение

Сущность доказательства и его место в системе средств проверки знаний на истинность. Доказательство и умозаключение. Роль различных видов умозаключении в доказательстве.

Логическая структура доказательства: тезис , основания, аргументация. Требования, предъявляемые к элементам доказательства. Виды доказательства. Методы прямого подтверждения тезиса: обусловливающий и соединительный методы косвенного подтверждения тезиса.

Опровержение как доказательство ложности или несостоятельности какого-либо тезиса. Опровержение тезиса, аргументов и демонстрации. Методы опровержения и их характеристика.

Логические правила и основные ошибки доказательства и опровержения. Правила и ошибки по отношению к аргументам. Правила и ошибки в демонстрации. Особенности ошибок, связанных со смешением относительного смысла высказывания с безотносительным; способы преодоления этих ошибок. Паралогизмы, софизмы и парадоксы.

Роль доказательства и опровержения в научном исследовании, в практической работе.