logo
Тульская духовная семинария
Основана в 1801, возрождена в 2002 году.

Методика учебной работы

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 «Методика учебной работы» имеет целью повысить обучаемость студентов подготовительного отделения бакалавриата , подготовить их к обучению в Высшей школе.

Задачи курса
Подготовка к обучению в высшей школе требует решения следующих задач:
определить место образования в жизни студента, священника;
раскрыть условия успешного обучения;
научить пользоваться основными инструментами/технологиями в образовании;
познакомить учащихся с типовыми ошибками, показать пути преодоления этих ошибок;
психологически подготовить студента к особенностям обучения в высшей школе;
подготовить студента к овладению методологией научной работы.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Курс предназначен для студентов (подготовительного курса) духовных учебных заведений, тесно связан с учебным процессом, с организацией самостоятельных занятий студентов, а также с воспитательным процессом в духовных школах.

КОМПЕТЕНЦИИ (НАВЫКИ) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
В результате освоения дисциплины обучающийся приобретает ряд общекультурных компетенций (ОК) Учащийся обязан:

  • иметь целостность представлений о роли и месте образования в жизни выпускника;
  • уметь рационально и грамотно выстраивать образовательный процесс для получения максимального результата;
  • знать условия успешного образования, принципы овладения знаниями;
  • приобрести навыки использования образовательного инструментария:
  • аналитического чтения;
  • конспектирования;
  • реферирования;
  • планирования учебного процесса;
  • самообразования;
  • подготовки к выполнению учебных заданий.
  • знать о возможных трудностях и ошибках учебного процесса, уметь преодолевать их;
  • быть психологически готовым к особенностям обучения в высшей школе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение
Предмет и задачи курса. Структура курса. Формы учебных и практических занятий. Формы контроля. Методология и учебная деятельность.

Раздел I. Психологическая подготовка

Тема 1. Самодисциплина.
1. Самодисциплина.
Самодисциплина и дисциплина. Опыт и психологическая подготовка.
2. Сопротивление самодисциплине.
Виды: Цинизм. Негативизм. Пораженчество. Избегание. Откладывание.

Тема 2. Внутренний диалог и работа со страхами
1. Ориентируемый на действие внутренний диалог.
Внутренний диалог как психологическая практика. Основные требования: Положительность. Определенность. Настоящее время.
2. Понимание самодисциплины с позиции страха.
Восприятие самодисциплины. Типовые примеры. Признаки и причины.
3. Страх.
Типы страхов: страх перед отказом; страх перед успехом; страх посредственности; страх перед рисками.

Тема 3. Практики самодисциплины.
Основной принцип работы механизмов самодисциплины: Вывод негативных взглядов в область сознания. Хронометраж. Поведенческие институты.
1. Использование практик.
2. Лист целей.
3. Стадии процесса самодисциплины и практики.

Тема 4. Дисциплина.
Дисциплина как условие успешного обучения. Дисциплина и стресс. Разбор типовых ошибок студентов.

Тема 5. Управление временем и планирование.
Необходимость планировать свои действия и экономить время.
1. Анализ использования времени. Инвентаризация времени.
2. Планирование как процесс.

Тема 6. Хронометраж.
1. Изучение расхода времени через хронометраж.
2. Правила заполнения карточки учета времени.

Тема 7. Характеристика периодов обучения. Внешние факторы. Основные события.
Отношение к образовательному процессу. Весь период обучения. Год. Неделя. День. Основные формы контроля и требования к результатам обучения.

Тема 8. Память.
Важность памяти. Отношение к памяти: память как свойство.
Память как навык.
1. Виды памяти и их характеристика.
2. Работа памяти.
3. Запоминание.

Тема 9. Мнемоника.
Как раздел знаний. Связь с риторикой.
1. Приемы запоминания слов.
2. Запоминание рядов слов.
3. Запоминание чисел.
4. Запоминание цитат, авторских формулировок.

Тема 10. Тренировка
1. Тренировка как часть учебного процесса.
Принципы тренировки: максимальное приближение условий.
2. Стадии тренировки.
3. Направления тренировки.
4. Разбор тренировок.

Раздел II. Обучение в высшей школе.

Тема 1. Культура познания. Установка на образование. Современное знание.
1. Особенности формирования познавательной культуры. Понятие установки.
Познавательная культура: вхождение на начальном этапе обучения:
2. Программа культурной установки.
3. Современное знание.

Тема 2. Основные положения организации работы. Рабочее место.
Основные правила.
Рабочее место.

Тема 3. Работа на лекции. Устный ответ.
1. Лекция как основная форма обучения.
2. Устный ответ.

Тема 4. Работа с конспектом.
Цели конспектирования. Цели лекции.
Оформление лекции.
Ошибки при конспектировании:

Тема 5. Работа на самоподготовке.
Место самоподготовки в образовательном процессе.
Ход самоподготовки:
Типовые ошибки:
Помехи

Тема 6. Реферирование.

Тема 7. Чтение как процесс.
1. Чтение в системе образования.
2. Виды чтения:

Тема 8. Работа с книгой. Обеспечение процесса чтения.
1. Информация о книге.
2. Этапы работы с книгой:

Тема 9. Работа с текстом.
1. Структура текста. Основные дидактические единицы.
2. Элементы структуры:
3. Методические приемы графической организации текста.
4. Планы.
5. Конспект.
6. Эссе.
7. ТАСК – анализ.

Раздел III. Работа с информацией.

Тема 1. Информация и её первичная обработка.
1. Постановка задачи.
2. Управление работой с информацией.
3. Открытая информация.
4. Первичная обработка информации.

Тема 2. Анализ информации.
1.Оценка информации.
2. Методы анализа.

Раздел IV. Методологический минимум.

Тема 1. Методология введения термина
Термин. Значение термина. Смысл термина.
Понятие.
Идеализация. Принцип идеализации. Сущность.
1. Семиотика термина.
2. Методологические требования к введению терминов.
.

Тема 2. Методология истинности суждения.
Суждение. Предикат и субъект суждения. Проверка приписывания.
1. Истинность.
2. Обоснование суждения.

Тема 3. Методология вопроса. Истинность теории.
1. Истинность теории.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОСВОЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ

Студентов необходимо познакомить с основными источниками, без которых невозможно полноценное понимание проблематики курса. Поэтому эти источники рекомендованы студентам для домашнего изучения и включены в программу семинаров. По каждой теме планируется изучение нескольких основных источников.

В процессе изучения дисциплины используются не только традиционные технологии, формы и методы обучения, но и инновационные технологии, активные и интерактивные формы проведения занятий: лекции, семинарские занятия, консультации, самостоятельная и научно-исследовательская работа, лекции с элементами проблемного изложения, тестирование, решение ситуационных задач, дискуссии.

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ

Раздел I. Психологическая подготовка

Обязательная литература:

  1. Андрей Хуторской. Дидактика. Учебник для ВУЗов. СПб.: 2017
  2. Савина Л. В., доцент; канд. философ. наук. Психология : конспект по дисциплине : (Тульская Духовная Семинария) : учебное пособие / Л. В. Савина. — Изд. испр. и доп. — Тула : Изд-во ТулГУ, 2012
  3. Снегирев В. А. Психология / системат. курс чтений по психологии В.А. Снегирева, проф. Казанской Духовной Академии. — Репр. воспроизведение изд. 1893 г. — СПб. : О-во памяти игум. Таисии, 2008

Дополнительная литература:

  1. Шаповал В. В., Митрофанов К. Г. Как быстро и надолго запомнить материал по истории. М.: Новый учебник, 2004.
  2. Матюгин И. Ю., Чакаберия Е. И., Рыбникова И. К., Солоненко Т. Б., Мазина Т. Н. Как запоминать цифры. М.: 1997.
  3. Зайверт Л. Ваше время в ваших руках. М.: Экономика, 1991.
  4. Архангельский
  5. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

 

Раздел II. Обучение в высшей школе

Обязательная литература:

  1. Ивин А.А. Основы теории аргументации : учебник [Электронный ресурс] — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. — 459 с. : ил. — Библиогр. в кн. -. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276786
  2. Яшин, Б.Л. Культура общения: теория и практика коммуникаций : учебное пособие — [Электронный ресурс] — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. — 243 с. : ил. — Библиогр. в кн.. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429211

Дополнительная литература:

  1. Шаповал В. В., Митрофанов К. Г. Как правильно написать реферат и эссе по истории. М.: Новый учебник, 2006.
  2. Колесникова Н. И. От конспекта к диссертации. М.: Флинта: Наука, 2006.
  3. Казакова Е. И., Галактионова Т. Г., Пугач В. Е. Основные приёмы и технологии в работе тьютора. М.: Academia, 2009.
  4. Эко У. Как написать дипломную работу. СПб.: Symposium, 2006.
  5. ГОСТ 7.9-77 Реферат и аннотация.
  6. Граник Г. Г., Концевая Л. А., Бондаренко С. М. Когда книга учит. М., 1991.
  7. Петрунин Е. Н. Методические советы по написанию рефератов по истории России. М., 2000.
  8. Гайених Б. Научись быстрей учиться. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  9. Бахтина Л. Н., Кузмич И. П., Лариохина Н. М. Обучение реферированию научного текста: Учеб. пособие для иностранцев, изучающих русский язык. – М.: Изд-во МГУ, 1988.
  10. Ивин А. А. Основы теории аргументации: Учебник. – М.: ВЛАДЬС, 1997.
  11. Борохов Э. А. Методы устранения текстовой избыточности реферата. Науч.-техн. информ. ВИНИТИ. Сер. 1 – 1987 – №2. – С. 20-24.
  12. Вейзе А. А. Чтение, реферирование и аннотирование текста: учебное пособие. М.: Высшая школа, 1985.

 

Раздел III. Работа с информацией

Обязательная литература:

  1. Кравцова, Е.Д. Логика и методология научных исследований : учебное пособие [Электронный ресурс]. — Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014. — 168 с. : табл., схем. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364559
  2. Гасумова, С.Е. Информационные технологии в социальной сфере : учебное пособие [Электронный ресурс] — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. — 311 с. : ил. — (Учебные издания для бакалавров). — Библиогр.: с. 259-263. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454082

Дополнительная литература:

  1. Нежданов И. Ю. Аналитическая разведка для бизнеса. М.: Ось-89, 2008.
  2. Курносов Ю. В. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. М.: РУСАКИ, 2004.
  3. Рузавин Г. И. Логика и методология научного поиска. М.: 1986.
  4. Щедровицкий Г. П. Схемы мыследеятельности – система, структурное строение, смысл и содержание // Системное исследование. Методологические проблемы: Ежегодник. – М., 1987.
  5. Плэтт В. Стратегическая разведка. М.: 1997.

 

Раздел IV. Методологический минимум

Обязательная литература:

  1. Белоусова, А.К. Стиль мышления : учебное пособие [Электронный ресурс] — Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2011. — 168 с.. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240963
  2. Егошина, И.Л. Методология научных исследований : учебное пособие [Электронный ресурс] — Йошкар-Ола : ПГТУ, 2018. — 148 с. — Библиогр.: с. 133.. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494307
  3. Методология и методы социологического исследования : учебник [Электронный ресурс] под ред. В.И. Дудиной, Е.Э. Смирновой ; Санкт-Петербургский государственный университет. — Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2014. — 388 с. : схем., табл., ил. — Библиогр. в кн. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458073

Дополнительная литература:

  1. Петров Ю. А. Захаров Ю. А. Общая методология мышления. М., 2006.
  2. Петров Ю. А. Захаров Ю. А. Практическая методология. М., 1999.
  3. Белнан Н. Стил Т. Логика вопросов и ответов. Прогресс, 1981
  4. Карпович В. Н. Проблема, Гипотеза. Закон. Новосибирск, 1980.
  5. Николис П., Пригожин И. Познание сложного. М.: Мир, 1990.
  6. Петров Ю. А., Никифоров А. Л. Логика и методология научного познания.