logo
Тульская духовная семинария
Основана в 1801, возрождена в 2002 году.

Основное богословие

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель курса «Основное богословие» – освоение основных истин христианской веры и общерелигиозных смыслов в широком контексте и с позиций  здравого разума.

Изучение Основного богословия требует решения следующих задач:

— дать представление об общерелигиозном, философском и культурном контексте христианского Откровения.

— обосновать основополагающие истины христианской веры с позиций здравого разума и внецерковной среды.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ

На Подготовительном отделении бакалавриата для изучения курса «Основное богословие» выделены два семестра обучения. Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 аудиторных часа. Форма итогового контроля дисциплины: экзамен.

Курс находится в непосредственной связи с вероучительными дисциплинами: предваряет курс Догматического (систематического) богословия и Нравственного богословия, и следует за курсом основ православного вероучения (Катехизисом).

 

КОМПЕТЕНЦИИ (НАВЫКИ) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины обучающийся должен (общие результаты обучения):

  • уметь излагать основные положения христианской веры в их отношении к актуальным вопросам общественной, культурной и интеллектуальной жизни
  • иметь навык разумного обоснования и защиты главных положений христианского вероучения
  • излагать и анализировать критические взгляды на основные положения христианской веры
  • уметь применять систему апологетической аргументации к современной критике христианства
  • понимать место Божественного Откровения в истории человечества, истории философской мысли и религиозных представлений
  • анализировать современные научные теории, якобы подрывающие основы христианского вероучения

Детализированные результаты обучения:

  • иметь представление об исключительности Божественного Откровения
  • уметь обосновать исключительность христианского откровения по отношению к иным религиозным, философским и культурным феноменам
  • иметь представление о соотношении веры и интеллектуальной деятельности, истории и общих вопросах дискуссии вокруг понятий веры и разума
  • уметь отличать общерелигиозные феномены от собственно христианских
  • владеть основными подходами к христианской оценке общерелигиозных феноменов
  • понимать место общерелигиозных феноменов в пространстве христианского откровения
  • знать хрестоматийные примеры ответов на основные возражения против христианской веры
  • владеть навыком составления аргументированного ответа на конкретные вопросы критики христианской веры
  • уметь выделить общерелигиозные архетипы из конкретной религиозной традиции
  • разбираться в основных причинах веры и неверия
  • иметь представление о типах религиозного сознания, их взаимосвязи и динамике
  • иметь представление об основных формах религиозного делания (молитве, медитации, посте, воздержании, ритуальных действиях и др.) и уметь дать им оценку с позиций христианского вероучения
  • иметь представление о взглядах выдающихся исторических личностей на религию как таковую и христианство в частности
  • иметь представление об основных аргументах современных атеистических и секулярных движений
  • иметь представление о природе религиозной жизни, её видах и подходах к классификации
  • иметь представление о понятии «священное» в контексте религиозного опыта человечества
  • иметь представление о месте и роли религиозного опыта в истории человечества
  • уметь оценить религиозный (в т.ч. мистический) опыт с позиций православной аскетики
  • иметь представление о парарелигиозных системах мысли и жизни и уметь обосновывать критическое отношение к ним Православной Церкви.
  • владеть методикой богословской аргументации.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Ведение в предмет Основное богословие.

Понятие науки «Основное Богословие». Религиозные смыслы в целостном виде: Вера, Религия, Церковь, Христианские истины.

Основные общерелигиозные понятия:

Тема 1. Религия, её сущность и происхождение

Определение религии. Этимология слова «религия». Сущность религии. Что не есть религия. Опровержение гипотезы „изобретения» религии.

Тема 2. Вера и неверие

Аспекты феномена веры:

  • «вещей обличение невидимых»
  • прозрение
  • доверие
  • верность

Формы неверия:

1)         Незнание

2)         Нежелание верить

3)         Неверность

4)         Безразличие

5)         Рациональная проблема

6)         Противление Богу

7)         Недоверие Богу

Стадии Богоотпадения:

1)         Богозабвение

2)         Осуечение помышлениями

3)         Омрачение внутреннего человека

4)         “Мудрое” безумие

5)         Идолопоклонство

Пути возвращения от безверия к вере.

Тема 3. Душа и посмертная участь

Религиозные представления о душе. Развитие представления о душе в Ветхом и Новом Заветах. Реинкарнация. Святоотеческое учение о душе. Христианское откровение о Страшном Суде и посмертной участи души. Взгляды современной науки на вопрос существования души.

Тема 4. Культ (формы религиозного делания) и религиозная семиотика

«Профанное» и «сакральное» в религии. Типы религиозного сознании: рабское, наемническое, сыновнее, богоневестное.

Тема 5. Магизм и единобожие

Теория прамонотеизма В. Шмидта. Критика взглядов Дж. Фрезера на появление магизма. Христианский взгляд на появление язычества вследствие богозабвения. Формы язычества.

Основные истины христианского вероучения:

Тема 6. Откровение

Понятие Откровения. Естественное и сверхъестественное откровение. Необходимость откровения Признаки истинности откровения и прелесть.

 

Тема 7. Бытие Божие, Троичность Божества

Способы богопознания. Непознаваемость Бога по существу и познаваемость через “рассматривание творений” и “внутреннего своего человека”. Символ веры как «словесная икона Божества».

Тема 8. Творение

Христианское учение о Творце, творении и мировоззрении. Рай. Адам и назначение человека. Обо́жение.

Тема 9. Грехопадение и проблема зла (теодицея)

Сущность и происхождение зла. Зло: постановка проблемы и свято-отеческое понимание. Взгляд на проблему зла со стороны нехристианских религий. Критика учения о непротивлении злу. Смысл и значение страдания.

Тема 10. Боговоплощение

Боговоплощение как центр Божественного Откровения. Было бы Боговоплощение, если бы не было грехопадении? Промысл Божий. «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». Сотериологичность богословия. Взаимосвязь догматики и духовного опыта.

Тема 11. Спасение

Тайна Домостроительства нашего спасения. Соработничество Бога и человека. «Бог спасает нас не без нас». Искупление. Справедливость и милость.

Тема 12. Экклезиология

Определения Церкви. Признаки истинной Церкви. Церковь как организм и как организация. Отношения между христианскими церквами. Вопрос спасения вне Церкви.

Тема 13. Божественный Промысл и проблема чуда

Чудеса в православии, инославии и нехристианских религиях. Смысл чудес Христовых.

Тема 14. Эсхатология

Конец времен. Чаяние  христиан. Любовь и вечность. «Бог – всё во всём».

Христианство и мир:

Тема 15. Христианство и другие религии

Проблема межрелигиозного диалога.

Тема 16. Христианство и философия (гносеология)

Христианское учение о познании. Христианский гнозис. Особенности диалога между христианством и философией в ХХ в. Философия постмодерна и христианство. Перспективы христианской философии.

Тема 17. Христианство и наука

Религия и возникновение науки. Определение и объект науки. Наука и мировоззрение. Соотношение веры и знания.

Тема 18. Христианство и технический прогресс

Проблема техники как феномена человеческой жизни после грехопадения. Ремесленная и индустриальная техника. Информационное общество. Христианское осмысление научно-технического прогресса. Антропологическое измерение проблем техногенной цивилизации.

Тема 19. Христианство и культура

Современные проблемы диалога христианства и культуры. Вызовы секулярной культуры религиозному сознанию. Перспективные направления развития христианской культуры.

Тема 20. Христианство и общество

Основные проблемы диалога христианства и общества сегодня. Клерикализм и секуляризм. Понятие «свободы». Краткий обзор «Основ социальной концепции РПЦ».

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

А) Основная литература

  1. Лушников Димитрий Юрьевич свящ. Основное богословие : учеб. пособие / свящ. Димитрий Лушников ; Санкт-Петербургская православная духовная академия. — СПб. : Санкт-Петербургская православная духовная академия, 2015.
  2. Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. — 6-е изд., испр. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. – 496 с.

 

Б) Дополнительная литература

  • Геннадий Калябин. Очерки по естественно-научной апологетике. (Е)
  • Э.Тайнов. Трансцендентальное. (Е) (Триединство Абсолюта как эпистема познания). (Е)
  • Б.В.Раушенбах. Логика троичности. (Е)
  • И.А.Ильин. Аксиомы религиозного опыта. (Е)
  • С.Хоружий. К феноменологии аскезы.
  • Глаголев С. Сверхъестественное Откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви. Исследование. Харьков, 1900.
  • Кураев А., диак. О вере и знании (Е)
  • Адриан ван Каам. Психология потери веры (Е)
  • А. де Любак. Драма атеистического гуманизма. М.-Милан, 1997. Иером. Серафим (Роуз). Нигилизм.
  • Кураев А., диак. Сатанизм для интеллигенции.