Проекты
Положение о школьном конкурсе мастерства письменной речи «Сочинение при свечах» — 2019
Конкурс рукоделья «Царский стежок» — 2019.
Программа познавательно-игровых занятий по теме «История письменности»
Проведение занятий преследует следующие цели:
- Рассказать о просветительской и миссионерской деятельности Православной Церкви, в доступной и увлекательной форме познакомить с историей христианства в разных странах.
- Познакомить с выдающимися литературными памятниками, сохранившимися в разных системах письменности.
- Дать представление о разнообразии сложившихся в мировой цивилизации систем передачи знаний.
1 занятие. Можно ли прочитать рисунки?
Основное содержание. Пиктография, узелковое письмо. Памятники устного творчества индейцев американских континентов. Первые русские поселения на американском континенте. Служение в Америке преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского, архимандрита Герасима (Шмальца), других служителей Русской Православной Церкви.
Основная практика. Вывязывание «посланий» шерстяными нитями, ракушками
2 занятие. Трудно, как китайский язык.
Основное содержание. Литература и искусство Японии и Китая. Китайские иероглифы. Русская миссия в Китае. Служение равноапостольного святителя Николая (Касаткина) в Японии.
Основная практика. Написание краткого рассказа китайскими иероглифами тушью (с помощью кисточки).
3 занятие. Читаем тайны пирамид.
Основное содержание. Древнеегипетская письменность, история расшифровки египетских иероглифов. Александрия: перевод Священного Писания 70-ю толковниками. Египет как родина монашества. Коптская церковь.
Основная практика. Написание слов, имён, кратких рассказов древнеегипетскими иероглифами на бумаге и на пластилиновых («глиняных») таблицах.
4 занятие. Мог ли древний римлянин прочитать письмо от древнего грека?
Основное содержание. Происхождение греческого и латинского алфавитов. Памятники литературы и культуры Греции и Рима. Первые христианские общины. Служение апостолов. Книга Деяний и Послания апостолов.
Основная практика. Написание кратких посланий на восковых и «глиняных» (пластилиновых) табличках.
5 занятие. Были ли варвары варварски необразованны?
Основное содержание. Руническое, огамическое письмо. Развитие западноевропейских языков. Книги европейского средневековья. Распространение христианства в западной Европе.
Основная практика. Написание кратких посланий «на камне» (пластилин) и на дереве.
6 занятие. Когда русские люди начали писать по-русски?
Основное содержание. Введение кириллицы и развитие русской письменности. Берестяные грамоты. Служение святых Кирилла и Мефодия. Глаголица и кириллица. Первые русские рукописные книги.
Основная практика. Написание кратких посланий на бересте и на «пергамене» (на замше).
7 занятие. Что в книге написано пером и что вырублено топором в русской книге.
Основное содержание. Монастыри как центры духовного просвещения и грамотности. Школы и другие учебные заведения в России 15-19 веков. Художественное оформление старопечатных книг. История русского книгоиздания в 15-19 веках.
Основная практика. Написание текстов чернилами с помощью гусиного пера. Рисование инициалов и заставок.
8 занятие. Точка – точка – тире.
Основное содержание. Искусственные и шифровальные языки. Понятие шифра. Шифровальные решётки. «Пляшущие человечки». Азбука Морзе. Язык эсперанто. Символы и знаки первых христианских общин.
Основная практика. Написание и чтение зашифрованных текстов.
Программа познавательно-игровых занятий по теме «Предметы рассказывают о старой Туле»
Цели занятий
- В доступной форме познакомить с историей Тулы до 1917 г.
- Рассказать о тульских храмоздателях и благотворителях.
- Укрепить понимание необходимости соблюдения семейного уклада, традиционного для православной семьи.
1 занятие. В какие храмы ходили в Туле.
Основное содержание. История тульских храмов. Утраченные и восстанавливающиеся храмы Тулы. Устройство храма. Церковно-прикладное искусство: иконы, кресты, лампады, облачения и другие предметы церковного назначения.
Основная практика. «Выстраивание» древнерусского города из макетов храмов и городов. Рассматривание фотографий с видами старой Тулы. Рассматривание предметов богослужебного назначения.
2 занятие. Какие книги читали в Туле.
Основное содержание. Первые тульские библиотеки. Частные книжные собрания. Детские библиотеки. Тульские книжные магазины и издательства.
Традиция семейного чтения. Книги и журналы конца 19 – начала 20 века.
Основная практика. Рассматривание и чтение книг и журналов 18019 вв.
3 занятие. Какую музыку слушали в Туле.
Основное содержание. История обучения музыки в России с 12 века. Традиции духовного пения в тульских храмах. Тульские композиторы. Музыкальные общества, музыкальные училища и школы в Туле. Традиции семейного музицирования. Народная музыка тульского края.
Основная практика. Игра на фисгармонии. Знакомство с устройством музыкальной шкатулки и слушание записанных на ней мелодий. Знакомство с устройством патефона и слушание пластинок на нём. Рассматривание старинных нотных сборников. Пение.
4 занятие. Какие письма писали в Туле.
Основное содержание. История почты. Тульская почта. История русской художественной открытки. Традиции эпистолярного жанра.
Основная практика. Рассматривание дореволюционных фотографий. Рассматривание дореволюционных открыток, чтение записанных на них текстов. Написание пером и чернилами писем и открыток.
5 занятие. Какие сладости любили в Туле.
Основное содержание. История кондитерских фабрик в России. Тульские пряничники и кондитеры. Тульские фабриканты – храмоздатели, жертвователи в пользу сиротских домов и больниц.
Основная практика. Рассматривание старых фотографий. Викторина на знание истории и вкуса сладостей с угощением ими.
6 занятие. В какие игры играли в Туле.
Основное содержание. Устное народное творчество тульского края. Ярмарки, народные гуляния, бывшие ранее в Туле. Зависимость игр от церковного календаря. Братья Киреевские, И.П. Сахаров как собиратели тульского фольклора.
Основная практика. Отгадывание загадок тульского края. Участие в играх, принятых в тульской губернии до 1917 г.
7 занятие. Каким рукодельем занимались в Туле.
Основное содержание. Уклад семейной жизни разных сословий. Дамские и мужские рукоделья. Предметы крестьянского быта. Тульские традиционные игрушки.
Основная практика. Рассматривание предметов рукоделья конца 19 — начала 20 века. Пользование прялкой, теслом, овечьими ножницами и т.п. игры с коромыслом. Изготовление тульских тряпичных кукол.
8 занятие. Заключительная игра-конкурс «Наша Тула».
На занятия можно приходить с любой регулярностью (раз в неделю, раз в месяц и т.п.). Можно выбрать лишь отдельные темы. Занятия бесплатные, длительностью не менее 50-60 минут каждое.
Программа познавательно-игровых занятий для школьников «Русская живопись в живых картинах»
Цели занятий
- Познакомить зрителей с произведениями русской живописи.
- Привить навыки рассматривания произведений живописи, умение оценить композицию, колористическое решение картины.
- Развить умение выявить главную идею той или иной картины.
Занятие состоит из следующих этапов:
- Рассказ о художнике, информация о времени и условиях написания картины.
- Детальное рассматривание картины, изучение особенностей композиции, цветового решения и т.п.
- Драматизация, «проживание» сюжета картины зрителями: участники занятия изображают, какие события могли предшествовать событию, запечатлённому на полотне; представляют диалог, который мог бы быть у героев картины; показывают, как события могут развиваться далее, и т.п.
- «Выстраивание» картины: «художник» из числа зрителей с помощью «подмастерьев» располагает участников занятия соответственно композиции картины, как бы восстанавливая её в живой сцене.
- Подведение итогов: выявление главной идеи картины, уяснение её нравственного смысла.
Для изучения предлагаются следующие картины:
- П. Федотов «Завтрак аристократа»,
- И. Билибин «Царевна-лягушка»,
- В. Маковский «В сельской школе»,
- В. Перов «Охотники на привале»,
- В. Васнецов «Боян»,
- В. Пукирев. «Перед венцом»,
- А. Венецианов. «Возвращение солдата»
- По выбору зрителей – любую картину, по договорённости.
Программа «Именины»
Цели программы:
- Привить и развить интерес к чтению житийной литературы.
- Способствовать развитию высоких духовных и нравственных качеств на примере святых.
Проект «Именины» предусматривает занятия, состоящие из следующих частей:
- Повествование о святых Русской Православной Церкви, имена которых носят слушатели. Рассказ о святых адаптирован с учётом возрастных особенностей.
- Рассматривание икон, книг, иных предметов, помогающих лучшему пониманию исторической обстановки, в которых находился тот или иной герой повествования.
3.Возможна театрализация части событий, представляемых в повествовании, за исключением тех сцен, главным действующим лицом которых является святой.
4.Празднование дня тезоименитства тех, кто носит имена святых, которым посвящена встреча.
Тема каждого занятия, то есть именной список житий святых, определяется в соответствии с пожеланиями приходящей стороны.
Программа познавательно-игровых занятий «Домострой»
Цели:
- Утвердить слушателей в традиционном для России понимании семьи и семейного уклада.
- Познакомить с историей написания книги «Домострой», особенностями общественного и семейного уклада 16 века.
- Выявить актуальность основных положений книги «Домострой» для современной семьи.
1-е занятие: «Что такое семья?»
Понимание семьи в древних культурах. Новое понимание семьи, внесённое христианством. Книга «Домострой» как представление о традиционном семейном укладе.
2-е занятие: «Кто в доме главный?»
Религиозные основы семьи. Муж и жена: партнёрство или иерархия? Место детей в семье.
3-е занятие: «Ищи жену не в хороводе, а в огороде»
Роль женщины в семье. Можно и нужно ли женщине уметь делать всё по дому.
4-е занятие: «Чем заняться дома?»
Организация семейного досуга. Дети и взрослые: что делаем вместе и что – каждый сам по себе.
5-е занятие: «Гости и в гостях»
Как принять гостей: чем развлечь, чем угостить, как накрыть на стол. Как самому быть хорошим гостем: нормы этикета.
6-е занятие: «Дом – полная чаша»
Традиции русской кухни. Что и как мы готовим на зиму. Ежедневная пища: секреты домохозяек.
7-е занятие:
Сравнение книги «Домострой» с современными книгами и справочниками, посвящёнными внутрисемейным отношениям.
Занятия по всем программам адаптируются к возрасту.
Заявки на проведение занятий принимаются Епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор». Электронный адрес: muzeytds@yandex.ru
Почтовый адрес: г. Тула, ул. Староникитская, 75, Тульская Духовная семинария.
Все справки по тел.: 31-29-19; 8-905-114-15-02 (Михалёва Марина Александровна).