12 мая. Встреча с Родионом Шедриным
Тульскую духовную семинарию посетил Родион Константинович Щедрин. Это учебное заведение в своё время окончил его отец, Константин Михайлович.
Священником был дед композитора. А отец, хоть и получил духовное образование, священником не стал. Он обладал абсолютным слухом, хорошо пел и после семинарии поступил в Московскую консерваторию.
Родион Щедрин родился в декабре 1932 года. Музыка окружала его с первых дней жизни, вся семья была музыкальной. Когда ребёнок подрос, родители определили его в школу при консерватории, но учёбе помешала война. Родион два раза пытался бежать на фронт, и оба раза дядя, высокопоставленный чиновник, помогал вернуть беглеца. Затем семья выехала в эвакуацию в Куйбышев. Там мальчику посчастливилось попасть на генеральную репетицию Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, это произвело на него незабываемое впечатление.
Музыкальное образование юный Щедрин получил в хоровом училище Александра Свешникова, где преподавал его отец, и образование это было настолько основательным, что к окончанию училища Родион уже имел свою программу выступающего пианиста. Потом была учеба в консерватории, на двух факультетах – фортепианном и композиторском, у профессоров Якова Флиера и Юрия Шапорина. Его творческая биография с самого начала складывалась удачно. На четвёртом курсе Родиона приняли в Союз композиторов.
Щедрин работает в традициях русской классики – считает, что нет смысла ходить проторенными тропами и искать «больше того, что написано великими людьми на материнском языке».
Для опер он писал не только музыку, но и либретто. Премьера его первой оперы «Не только любовь» прошла в Большом театре, за дирижерским пультом стоял Евгений Светланов, а главную партию исполняла знаменитая Ирина Архипова. Затем были написаны оперы «Боярыня Морозова», «Рождественская сказка» и другие. Опера «Левша» создана специально для Валерия Гергиева и Мариинского театра.
Родионом Щедриным написано немало вокальных произведений, среди которых – шесть хоров из «Евгения Онегина», акапельные сочинения на стихи Александра Твардовского и Андрея Вознесенского.
57-летний союз композитора с великой балериной Майей Плисецкой был не только супружеским, но и творческим. Для любимой жены композитор писал шедевры: «Анна Каренина» и «Чайка», «Кармен-сюита» и «Дама с собачкой»…
Сегодня Родион Константинович по-прежнему творчески активен. Интерес к истории семьи привел его в Тулу. В семинарии композитор поинтересовался жизнью студентов, их дальнейшим служением, осмотрел учебные аудитории.
Марина Горчакова
Фото Сергея Макшанова