logo
Тульская духовная семинария
Основана в 1801, возрождена в 2002 году.
Главная / Без рубрики / Юлианский и Григорианский календари. В чем суть?

Юлианский и Григорианский календари. В чем суть?

«Всякий раз мы смотрим на вещи не только с другой стороны, но и другими глазами – поэтому и считаем, что они переменились».

Блез Паскаль

С 1918 года Россия начала жить по Григорианскому календарю, что породило множество споров, волнений и беспокойства среди верующих христиан. Сегодня суть и причину этих разногласий сложно представить, то и дело, накануне католического Рождества можно услышать упрек от католиков: вот перешли бы с юлианского календаря на григорианский и праздновали бы Рождество, как положено, 25 декабря. И Новый год на пост бы не приходился. Здесь невольно задаешься вопросом: а почему Православная Церковь не перешла на Григорианский календарь? Какая, собственно говоря, разница? А, разница, действительно есть, раз в 1923 году под сильнейшим натиском на Церковь и лично Святейшего Патриарха Тихона, от Церкви последовал категорический отказ от перехода на «новый стиль».

Дело в том, что вопрос об изменении календаря серьезно затрагивает духовные основы общества, и, прежде всего, изменения отразятся на пасхалии, которая является великим достижением святых отцов IV века. Но, обо всем по порядку.

Наш мир существует во времени. Сам Господь установил периодичность движения всех светил, для того, чтобы человек мог измерять и упорядочивать время. «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;» (Быт.1:14).

Потребность упорядочивания времени появилась на заре человеческой истории. И уже к появлению христианской государственности у человечества было «разработано» множество календарей. Привычный и принятый христианской церковью юлианский календарь был разработан александрийским астрономом Созигеном, по поручению Юлия Цезаря. Стоит отметить, что Юлий Цезарь в те далекие времена был весьма авторитетным и властным человеком, соединившим в своих руках власть диктатора и консула с титулом верховного жреца, поэтому и разработанный календарь был назван юлианским ( в его честь), а вместо римского месяца квинталий, появился месяц июль (от имени Юлия).

Период полного обращения земли вокруг солнца был взят в качестве астрономического года, а календарный год был определен протяженностью в 365 дней. Между астрономическим и календарным годами существовала разница. Первый был немного длиннее на 5 часов 48 минут и 47 секунд. Для корректировки этого расхождения, каждые четыре года в феврале добавлялся еще один день. Такой год получил название «високосный».

В 325 году в Никее отцами I Вселенского собора, было решено отмечать праздник Пасхи в первое воскресенье после наступления полнолуния. Этот день выпадал на период после весеннего равноденствия по юлианскому календарю (21 марта). Святые Отцы Собора старались не нарушить Евангельской последовательности событий, которые связаны с Крестной смертью и Воскресением Христовым, также они заботились о том, чтобы новозаветная Пасха, сохраняла историческую связь с ветхозаветной Пасхой, (последняя празднуется всегда 14 нисана), и была бы независима от нее и праздновалась всегда позже. Когда же случались совпадения, то согласно предписанным правилам, разрешалось перейти к полнолунию следующего месяца. Это было настолько важным и значимым моментом для отцов первого Вселенского собора, что они пошли на то, чтобы главный христианский праздник был «передвижным».

Григорианский календарь появился гораздо позже, и, несмотря на его приятие многими странами, в том числе и Россией в 20 веке, он имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, вести счет больших периодов по григорианскому календарю тяжелее, чем по его предшественнику. Это произошло из-за того, что длительность календарных месяцев колеблется от 28 – 31 дня. Месяцы различной продолжительности чередуются беспорядочно. Большинство месяцев имеют «разбитые недели» — когда месяц начинается, например, со среды или с пятницы.

Все эти неточности и погрешности григорианского календаря в 19 веке вызвали массу недовольства среди ученого населения. Уже тогда были высказаны предположения о его реформации. Среди выдвинутых учеными предложений, о регулировки данного вопроса были и весьма радикальные. Например, профессор Дерптского (ныне Тартуский) университета И.Г. Медлер (1794–1874 гг.) предложил в 1864 году вместо григорианского стиля употреблять более точный счет. С тридцатью одним високосным годом в каждые 128 лет. А американский астроном Саймон Ньюком и вовсе призывал собравшихся к возвращению к юлианскому календарю.

Вопрос о реформе календаря в России вставал не единожды. Благодаря предложению русского астрономического общества была создана особая комиссия для урегулировки этого вопроса. Участие в данном собрании принял выдающийся церковный исследователь профессор В.В.Болотов, который решительно выступал за сохранения юлианского календаря: «Если полагают, что и Россия должна отказаться от юлианского стиля, то реформа календаря, не погрешая против логики, должна выразиться в следующем: неравномерные месяцы должно заменить равномерными. По мерке солнечного тропического года должно сократить все годы условного принятого летоисчисления. Поправку Медлера должно предпочесть григорианской, как более точную. Но сам я отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь нежелательной. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря Юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, что еще несколько столетий удержать в жизни Юлианский календарь и через то облегчить для западных народов возвращение от ненужной никому григорианской реформы к не испорченному старому стилю».

Так вот, возвращаясь к самому вопросу, поставленному ранее о переходе Церкви на привычный григорианский календарь, можно дать однозначный ответ, что переход на «новый стиль» приведет к серьезным каноническим нарушениям, ибо апостольские правила не разрешают праздновать святую Пасху ранее иудейской Пасхи и в один день с иудеями: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина», гласит нам 7-е апостольское правило. Перешедшие же на новый календарь другие конфессии, в частности католики, нарушили это правило, как минимум 9 раз.

Автор Александра Светлозарова

Источник: сайт Экзегетъ

Поделиться: