logo
Тульская духовная семинария
Основана в 1801, возрождена в 2002 году.
Главная / Новости / ВОЗСИЯ МИРОВИ СВЕТ РАЗУМА!

ВОЗСИЯ МИРОВИ СВЕТ РАЗУМА!

Позади сорок дней Филиппова поста, пусть и не такого строгого как Великий пост, но тоже весьма продолжительного. Наступает праздник Рождества Христова, и православные христиане готовятся к нему сегодня совершенно открыто.
Но так было не всегда. В прошлом веке советская власть решила украсть у верующих этот праздник и подменить его новым, лишенным духовного содержания. И, к сожалению, это почти получилось.

После безуспешных попыток полностью запретить Рождество и связанные с этим торжества в середине 30-х годов ХХ века советская власть решила провести широкую, как бы мы сейчас сказали, PR-компанию по празднованию светского Нового года 1 января по новому стилю. Новый год праздновался и раньше – после Рождества, он был лишь одним из эпизодов в череде святочных праздников. Кстати, традиция праздновать «старый Новый год» 1 января по старому стилю, или в ночь с 13 на 14 января по новому стилю, сохранилась в некоторых семьях до сих пор. В новом празднике была елка, как и на Рождество. А на елке звезда, но не Вифлеемская, как раньше, а новая пятиконечная. Шарики и снежинки остались, а вот ангелов и волхвов заменили космонавты и снеговики. Главным героем нового года стал Дед Мороз, превратившийся в доброго сказочного персонажа – при создании новой советской мифологии весьма кстати пришлась и сказка Александра Островского «Снегурочка»: ее главную героиню назначили быть внучкой Деда Мороза. Писателям и поэтам выделялись немалые деньги на создание чудесных радостных сказок с добрым финалом, а кинорежиссеры имели карт-бланш на создание добрых фильмов с хэппи-эндом, случающимся именно на Новый год. Хотя какое основание было для совершения чуда в ночь перехода календаря от одной даты к другой – непонятно. Но затраченные средства себя полностью оправдали. Форма Рождественской ночи и Рождественского чуда осталась: волшебство, победа добра над злом, хороводы вокруг елки, концерты, маскарадные шествия, поздравления друг друга в полночь. А вот религиозное содержание праздника было полностью упразднено.

Почти подвигом стало соблюдение верующими людьми Рождественского поста, поход на ночную службу в храм, славление Христа. Тем более ценны воспоминания наших коллег, братьев и сестер по вере о том непростом времени гонений, которые пришлось пережить православным во времена СССР.

Любовь Савина, профессор Тульской духовной семинарии.

Мой отец был священником, и они с мамой жили в городе Медынь Калужской области, на приходе. А мы с сестрой жили с бабушкой в Туле. И часто бывало так, что Рождество Христово мы встречали не с родителями, а с бабушкой и другими родственниками. А к родителям мы уже приезжали потом, на каникулы.

Когда я прочитала книгу Ивана Шмелева «Лето Господне» в том месте, где он описывает Рождество, я вспомнила свое детство. Все, что он там описывает, хотя это и было до революции, очень близко к тому, что я помню из шестидесятых-семидесятых годов прошлого века. Подготовка к торжеству, зеленые и синие лампадки, которые мы зажигали перед иконами. Готовить всевозможные яства на Рождественский стол у нас было не принято. Бабушка, как и прабабушка, были женщины очень глубоко религиозные, аскетического плана. Они работали, постоянно ходили в храм. Бабушка была в храме каждый день и утром на литургии, и вечером на всенощной. Ей попросту некогда было стоять у плиты и готовить.
Пост соблюдали в семье все — и малые, и старые. Поблажек никому не было. Бабушка очень следила за этим. И мы разговлялись всегда вместе со взрослыми.

Самое интересное для нас детей было готовиться славить Рождество Христа. Мы учили песнопения, репетировали, чтобы потом ходить к родственникам и славить Христа. Мы, дети, пели тропарь Рождества. А самые маленькие дошколята, которые не могли освоить тропарь, заучивали четверостишия:

Нынче Ангел нам спустился
И пропел: Христос родился!
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить.

 

У нас была большая семья. Папа родом был из Саратовской губернии. А со стороны мамы мы выходцы их донских казаков Волгоградской области. Приехали в город оружейников в 30-е годы ХХ века, спасаясь от голода. Устроились работать на заводе, на стройке, тут и остались. Потом некоторые вернулись домой, на малую родину, а мои родители были в числе оставшихся в Туле.

На службу нас маленьких не брали. Открытых храмов в Туле было мало, и поэтому народа всегда было на ночной литургии очень много – не протолкнуться. Наш дом был куплен бабушкой специально рядом с храмом Двенадцати апостолов, чтобы можно было ходить в церковь. Поэтому к нам всегда приезжало много родственников на Рождество и на Пасху. Оставляли у нас свои вещи, ходили на службу и потом у нас ночевали.
А на следующий день с утра мы ходили друг к другу в гости, всех поздравляли с Рождением Христа. Родственники были глубоко верующие.

Заходя в дом первым делом мы шли в красный угол под иконы и там прославляли Рождество. Пели тропари, читали стихи. В гостях нас угощали всякими вкусностями. Давали конфеты, гостинцы и потом приглашали за стол.

А когда мы приезжали к родителям, то вместе с мамой ходили в гости к нашим прихожанам. Там на приходе прошло мое детство.
В 1963 году я пошла в школу. А в 12 лет я уже приехала в Тулу. Моим родителям посоветовали нас с сестрой отправить учиться из Медыни, где служил папа, в более крупный город.

Дети, с которыми мы учились в школе не знали, что мы с сестрой верующие и ходим в церковь. А учителя конечно знали, но делали вид, что не знают ничего.
Все родственники ставили елку у себя дома и старались ее украсить как можно праздничнее.

Елки мы ставили всегда две: одну у мамы с папой, а другую у бабушки. Но только на нашей елке никогда не бывало звезды. Бабушка очень негативно относилась к звездам, особенно к пятиконечным. У нас на елке всегда был шпиль красивый и игрушки мы очень берегли и любили. На макушке под шпилем вешали маленькие круглые синенькие часы, на которых стояло время без пяти минут двенадцать. А еще я очень любила колокольчики, и царицу «весну» в зеленом платье с короной. Часть игрушек давно разбилась. Они были довольно хрупкие. Но многие из старых елочных игрушек нашего детства до сих пор целы. Часть из них я подарила племянницам.

 

Наталья Токарева, ведущий специалист КБП.

Моя семья родом из маленького провинциального городка Волгоградской области. Там прошло и мое детство. В Тулу я переехала уже будучи взрослым человеком.
Прабабушка и бабушка со стороны мамы были очень религиозные, глубоко верующие. Бабушка Фекла елку принципиально ставила только после гражданского нового года, числа пятого января, не раньше. Новый год не встречала и никак его не отмечала. Это был всего лишь обычный день поминовения святых накануне последней, самой строгой недели Рождественского поста. К тому же жили они очень бедно, на грани нищеты. Дедушка рано остался без ноги. Он был на инвалидности и лишь летом помогал перекрывать крыши по деревням и этим подрабатывал. А бабушка на все лето вместе с дочерями обычно уезжала в Почаевский монастырь, снимала там жилье, ходила на службы, была трудницей.

Елку на Рождество ставили всегда живую. Но вот игрушек на ней дорогих не было. Украшали конфетами и пряниками. Тем потом и угощали.
Советское государство Рождество не так гнало, как Пасху. Возможно потому, что Рождество было как-то совмещено с праздником Нового Года. Власти в это время гуляли, пьянствовали и закрывали глаза на верующих.
В храме всегда украшали елку, рядом делали маленький вертепчик. Когда проходила и заканчивалась Рождественская служба, все сразу же шли славить Христа. Причем верующие люди уже в храме записывались: к кому в какое время дети придут славить Христа. Ходили славили втроем: моя мама с сестрой и еще одной подружкой. Голоса у них были прекрасные, пели тропарь, кондак, величание, гимны, ирмосы. Ставили целые сценки, как волхвы приходили, как Христу покланялись.

Над спящим миром ночь царила,
И светозарная звезда
Над Вифлеемом восходила.
И дети бедных пастухов,
Узнав, что родился Спаситель,
Со всех сторон, из всех шатров
С дарами шли в его обитель.

Христославцев среди детей всегда было много. Просто потому что им все давали сладкие гостинцы и даже деньги. Ночью на улице могли встретиться два потока детей, идущих навстречу друг другу с полными мешками гостинцев. Они останавливались и хвалились: кто больше конфет наславил, кто больше денег наславил. Практически по Гоголю.

Весь город всю Рождественскую ночь не спал. Двери на закрывались, собаки были на привязи, ждали приход христославцев. Иначе и праздник не праздник, и Рождество не Рождество. И продолжалось это три дня.
В Туле, к сожалению, такого массового прославления Христа детьми нет. На некоторых приходах, где есть воскресные школы, эту традицию пытаются возрождать. Это очень сплачивает христианскую общину. Этому надо учить наших детей.

 

Александр Меситов, писатель.

Рожденный в середине ХХ века, будучи подростком, я не знал других зимних праздников, кроме Нового года. И, тем более, даже не догадывался, что мой дед по отцу, Петр Карпович, в свое время, пел в церковном хоре храма Александра Невского, что в селе Александрова память Куркинского района Тульской области. Родная тетя, скрывая от многих родственников, ездила из Новомосковска трудиться в Веневский храм Иоанна Предтечи. А то, что тетя Аня через некоторое время после Нового года дарила нам рождественские подарки, выглядело просто как продолжение Нового года.
В 1964-68 гг я учился в шахтерском училище в Скуратовском поселке под Тулой. И вот накануне Рождества один наш товарищ, Коля Кузьмин, предложил съездить с ночевкой к ним в село Новопокровка Богородицкого района Тульской области. «Мы будем встречать рождение Христа, — рассказывал он нам, — потом пойдем Его славить, а все нам будут дарить гостинцы». После чего он спел нам:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума,
В нем бо звездам служащии, звездою учахуся,
Тебе кланятися Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока:
Господи, слава Тебе!

Ничего понятного для себя я не услышал кроме строчки, которую я понял, как «звездой учащихся». Ну, думаю, раз звезда для учащихся, надо поехать. И мы отправились с Колей к нему в село.
Приехали уже затемно, ночью. Звезда яркая на небе светит. «Рождественская звезда, — сказал Коля, — она волхвов к младенцу Христу привела». Пришли к нему домой. Коля взял холщевую сумку через плечо, и мы пошли по соседним домам славить Христа. Коля пел кондак, тропарь Рождества, а мы как могли подпевали ему. Нас сажали за стол, кормили, дарили гостинцы и даже деньги. И так продолжалось почти три дня. Вечно голодные, мы воспринимали эти Рождественские дни как настоящее чудо. Просто попали в какую-то сказку. Это уже потом, когда я крестился и воцерковился, осознал, что именно мы тогда делали в селе Новопокровка в далеких шестидесятых годах. Это было первое мое знакомство со звездой и чудом Рождества Христова, воспоминание о котором я пронес через всю жизнь.

 

Специально для сайта
Тульской духовной семинарии
Светлана АЛЕКСАНДРОВА.

Поделиться: