logo
Тульская духовная семинария
Основана в 1801, возрождена в 2002 году.
Главная / Без рубрики / В семинарии прошла встреча,  приуроченная ко дню  130-летия со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака.

В семинарии прошла встреча,  приуроченная ко дню  130-летия со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака.

В Тульской духовной семинарии прошла встреча,  приуроченная ко дню  130-летия со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака.

О жизненном и творческом пути поэта рассказал студентам семинарии Олег Михайлович Сенин, преподаватель литературы ТулДС , заместитель председателя Тульского регионального отделения Общества русской словесности:  

«Ко времени революционной смуты 1917 года Борису Пастернаку исполнилось 27 лет. Благодаря родителям, отцу- художнику и маме-пианистке, ему рано открылся заво­раживающий, влекущий мир живописи, музыки и ли­тературы. Судя по стихам и письмам поэта, внутрен­няя прикровенная религиозность сопутствовала ему на протяжении всей жизни. С особой очевидностью это свойство его души проявилось с 1945 по 1955 гг. во вре­мя работы над романом «Доктор Живаго».

Олег Михайлович отметил, что в цикле «Стихи из романа» Пастернак, по сути, дает поэтическое переложение основных событий из жизни Господа. Подобно тому, как в череде церковных празд­ников перед нами проходит история нашего спасения, так и в стихах Пастернака жизнь Господа прослежива­ется от рождения до распятия и победоносного воскре­сения.

Студенты узнали о том, что биография поэта содержит как свидетельства его признания в новой России, так и драматические пере­живания, выпавшие на последние годы жизни. После публикации в Италии в 1957 году романа «Доктор Жи­ваго» и присуждения за него Нобелевской премии Па­стернак подвергся всеобщей травле. Его исключили из Союза писателей и грозились выдворить за пределы Советского Союза. Поэт вынужден был отказаться от Нобелевской премии. В письме к Хрущеву он уни­женно просил не высылать его из страны, что по его словам было «равносильно смерти». Вековечный во­прос «Быть или не быть?», прозвучавший у Шекспи­ра в устах Гамлета, встал пред Пастернаком в те роко­вые дни. Как человек верующий, он имел перед глаза­ми пример Гефсиманского борения Христа, когда тот, предвидя крестные муки и смерть, молился: «Отче мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Сам Пастернак в стихот­ворении «Гамлет» признал, что в тот момент он не имел душевных сил и воли решиться на выбор, сообразный совести и призванию.

В романе «Доктор Живаго» стихи религиозного со­держания были помещены в заключительной главе. Сам поэт считал их лучшими из им написанного. При чте­нии их не покидает напряженное переживание событий жизни и крестного подвига Спасителя. Поэт органично и почти дословно переносит в ткань стихов евангель­ские и литургические тексты.

«Автором не случайно выбрана фамилия главного пер­сонажа Живаго, что в переводе с церковно-славянского значит «живой», – подчеркнул Олег Михайлович. – Так случилось, что в духовномертвящей атмосфере советского общества его фактически хоронят заживо. Не случайно роман начинается с похорон отца Юрия и пророческой фразы: «Живаго хоронят». А в фи­нале сам герой после многих злосчастий умирает от сер­дечного удушья в переполненном трамвае.

Видимая безысходность сюжетного повествования преодолевается тем, что Юрий Живаго, которому Па­стернак приписал авторство стихов, как бы воскреса­ет в них в эпилоге романа. Прослеживая жизненные мытарства Юрия Живаго и его возлюбленной Лары, мы видим, что именно евангельские заповеди во мно­гом определяли их мысли, чувства и поступки. Други­ми словами, немыслимо и невозможно в человеке убить то, что связывало его с Богом, красотой мира, упоением и муками творчества».

Известно, Борис Леонидович пережил несколько ин­фарктов, но умер он от рака. Можно предположить, что эта болезнь явилась прямым следствием обрушившихся на него ис­пытаний трех последних лет.

По воспоминаниям сына поэта, 1 мая 1960 года без­надежно больной Пастернак, в предчувствии близкой смерти, попросил свою знакомую Е.А. Крашенинни­кову вместе с ним пройти через таинство исповеди. Оставшись наедине с ней, он с прикрытыми глазами и преобразившимся, светлым лицом стал читать наи­зусть все причастные молитвы. Содержание исповеди она, по возможности дословно, сообщила своему ду­ховнику, и тот, как священник, сотворил разрешитель­ную молитву.

 

Поделиться: