Тайна картин из стекла
Выполненные в классических традициях, маслом, натюрморты соседствуют здесь с яркими декоративными работами на стекле. Сочетание не совсем обычное, но, пожалуй, допустимое для модерна – любимого стиля художницы, ведь модерн, как ни один из других стилей, впитал в себя столько различных направлений.
С открытием выставки художницу поздравили преподаватель семинарии, старший индивидуальный наставник иерей Василий Шаталов и директор центра «Фавор» Марина Александровна Михалёва.
Несколько работ Татьяны Конкиной уже были представлены в семинарии на прошлогодней выставке студентов и выпускников московского Заочного народного университета искусств (ЗНУИ). Теперь появилась возможность ближе познакомиться с её творчеством.
Татьяна окончила отделение станковой живописи ЗНУИ в 2010 году. К тому времени она уже освоила мастерство росписи по стеклу и дереву в студии «Деко». Роспись стекла, имитирующая витражную технику, оказалась ей особенно близкой, именно в ней Татьяна смогла выразить себя. Темой творчества стал для художницы весь мир, и в первую очередь – природа; в основе большинства работ – мотивы из растительного мира. А некоторые сюжеты, как рассказывает Татьяна, навеяны чувствами, снами.
Работы художницы вызывают интерес у любителей декоративного искусства. Она ведёт активную творческую жизнь – успешно сотрудничает с издательством «Изограф», является членом регионального творческого объединения «Дубки» и творческого Союза профессиональных художников, состоит в региональной общественной организации художников «Родники» и творческом объединении «Созвездие видений».
Татьяна принимает участие в совместных выставках, проходящих в выставочных залах Москвы, в выставках от ЗНУИ. С 2008 по 2011 годы в Москве проходили её персональные выставки, много произведений находится в частных коллекциях. Но вообще-то расставаться со своими работами Татьяна, как сама она признаётся, не любит, за выполнение заказов берётся редко – для неё это не бизнес, а искусство для искусства – и для души.
Стекло – слишком хрупкая субстанция, и требует оно к себе особенно бережного отношения. На вопрос, сколько она побила стекла в творческих муках, Татьяна отвечает, что, как ни странно, пока не разбила ничего.
– Посмотрите вот на это, – художница обращает внимание семинаристов на изящно расписанную вазочку в витрине. – Такой вазочки на свете больше нет, она уникальна. Как я могу позволить себе её разбить?..
По глубокому убеждению Татьяны, главное в декоративных работах – не техника, а чувство, искренность. Впрочем, и без хорошей техники, без твёрдой руки не обойтись. Роспись по стеклу не терпит неточностей, помарок, здесь ничего не переделаешь, не исправишь, не замажешь. Здесь нет возможности передать свет и тень, всё должно быть очень отчётливо. Это создаёт и трудность в исполнении, и определённую лёгкость.
– Как вы обратились от предметов прикладного назначения к предметам искусства? – интересуются студенты.
Татьяна отвечает, что, следуя принципам своего любимого направления, модерна, она стремится сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлекая в сферу прекрасного всё, что видит.
А сколько времени требуется на создание произведения на стекле? Оказывается, от нескольких дней до нескольких месяцев, одни работы даются тяжело, требуют много сил и времени, другие пишутся на одном дыхании, и порой даже невозможно понять, в чём здесь дело.
Реалистическую масляную живопись Татьяна считает для себя экспериментом. Между тем многие посетители выставки высоко оценили её натюрморты, выполненные в этой манере.
Кто-то из семинаристов вспоминает о фонариках в витринах, которые за разговорами об искусстве забыли зажечь. Оплошность моментально исправляется, там и тут затепливаются огоньки – и стеклянные картины оживают, наполняются светом и прямо-таки излучают любовь, вложенную в них автором.