logo
Тульская духовная семинария
Основана в 1801, возрождена в 2002 году.
Главная / Новости / Ректор игумен Евфимий произнес проповедь за патриаршим богослужением в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля

Ректор игумен Евфимий произнес проповедь за патриаршим богослужением в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Ныне отпущаеши раба Твоего, владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей. Свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля!

 

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Эти слова святого праведного Симеона Богоприимца настолько хорошо известны всем церковным людям, что порой от нас ускользает их глубокий духовный смысл. Мы часто не задумываемся о том, что в этих немногих словах святой старец Симеон исповедовал принесенного в Иерусалимский храм младенца Христа как Владыку мира, во власти которого находится жизнь всего человечества и каждого человека. Согласно церковному преданию некогда Господь дал обетование праведному Симеону, что он cможет разлучиться с этой жизнью только когда увидит своими глазами воплотившегося Спасителя.

В апостольском чтении сегодняшнего праздника говорится, что без всякого прекословия меньший благословляется большим (Евр. 7:7). Эти слова сказаны о благословении Мелхиседеком Авраама. Мелхиседек, царь Салима, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию (Евр. 7:3), прообразовал Господа Иисуса Христа, принесенного Пречистой Девой Марией в храм Иерусалимский. Пророчествуя о Христе как о Великом Первосвященнике, псалмопевец Давид восклицал: Ты иерей вовек по чину Мелхиседекову! (Пс. 109:4)

Святой праведный Симеон, приняв на свои объятия Богомладенца Христа, получил благословение на переход в вечность, которого чаял уже многие и многие годы, и тем самым дал ясно понять всем, кто присутствовал при этом событии, что принесенный в храм младенец – это Сын Божий, воплотившийся Владыка мира.

Это свидетельство подтвердила и Анна Пророчица – благочестивая и праведная женщина, которая подвизалась при храме Господнем в посте и молитве в течение многих лет. Подойдя к святому праведному Симеону и Пресвятой Деве Марии, она прославила Господа, дабы ни у кого не осталось сомнений, что принесенный в храм младенец есть воплотившийся Бог!

Сегодня, в день великого двунадесятого праздника Сретения Господня Святая Церковь, воспоминая это событие священной истории, предлагает нам задуматься о том, что для каждого из нас означает встреча с Богом. Да, мы не можем подобно святому праведному Симеону Богоприимцу осязать своими руками Богомладенца Христа, заключить Его в свои объятия, но мы можем духовно пережить незабываемую встречу с Господом, которая несомненно является самой важной в жизни человека, поскольку именно она полагает начало нашей духовной жизни.

Однако кто-то может сказать, что встреча – это всегда результат усилий как минимум двух сторон. И как быть, если мы стремимся встретиться с Богом, а Бог не стремится встретиться с нами? Что можно сказать на это недоумение? В действительности, Бог не может не искать встречи с человеком. Чтобы понять это, нужно осознать одну, казалось бы, весьма простую вещь: если человек был сотворен по образу и подобию Божию, если каждому человеку в акте Божественного творения было даровано личностное начало, значит, это было сделано именно с той целью, чтобы в своем личном общении с Богом человек мог обрести полноту богопознания. В Предвечном Совете некогда было предрешено, чтобы каждая человеческая личность могла обрести полноту богообщения во Христе Иисусе. Священное Писание убедительно свидетельствует, что именно ради того, чтобы человек мог встретиться с Богом, Бог стал Человеком, именно с этой целью и совершилось таинство Боговоплощения.

Часто бывает так, что мы ищем встречи с кем-то из тех, кто нас заинтересовал или привлек наше внимание. Как правило, в основе подобных стремлений лежит некий интерес – мы стремимся получить через эту встречу или знакомство какую-то выгоду, пользу для себя. Но не таково стремление Бога к встрече с человеком. В его основе всегда лежит Божественная любовь к своему творению, ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Своего Единородного Сына для того, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16).

И вот ныне эта встреча происходит в храме Иерусалимcком, то есть происходит то событие, ради которого и был сотворен весь наш мир, ради которого был сотворен человек, ради которого Бог стал человеком. И если святой праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария лишь догадывались о том, что они принесли в храм не простого младенца, то святой праведный Симеон Богоприимец, на котором почивал Дух Святой, ясно засвидетельствовал, что принесенный в Иерусалимский храм младенец есть Спаситель мира. Исполнившись Духа Святого, он изрек: ибо видели очи мои Спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля! (Лк. 7:30-32)

Продолжая свое пророчество и обращаясь к Пресвятой Деве Марии, святой старец Симеон сказал: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле и в предмет пререканий. И тебе самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец (Лк. 2. 23:35).

Это грозное пророчество святого праведного Симеона не утратило своего значения и в наши дни, ибо до скончания века Господь Иисус Христос остается причиной падения и восстания для многих. Не может быть так называемого нейтрального отношения ко Христу – по свидетельству Церкви человек или духовно восстает и возрождается силой Христовой, или он, отвергая Спасителя, падает в глубины ада. Мы видим, как на наших глазах сбывается это пророчество, когда Господь и основанная им Церковь остаются предметом для множества пререканий, нападок, а порой и открытых гонений.

И поэтому сегодня каждый из нас должен задать себе вопрос: Кто для меня Христос – причина падения или причина восстания? При этом важно понимать, что духовное восстание, возрождение человека начинается именно с его личной встречи со Христом. Каждый христианин имеет опыт переживания этой встречи, опыт богообщения, а его полнота достигается в молитве и в приобщении Святых Христовых Таин, в соединении с Господом в Таинстве Евхаристии. Вот почему так важно для каждого из нас обновлять этот опыт, участвуя в евхаристической жизни Церкви.

Полагая в своем уставе совершение Божественной Литургии в большую часть года, Святая Церковь несет нам свидетельство о том, что Господь всегда готов к встрече с нами. А вот часто ли готовы бываем к этой встрече мы? Ведь мы имеем грозное предупреждение, что причащающийся недостойно будет повинен Телу и Крови Господни (1 Кор. 11:27). Давайте спросим себя очень откровенно, ведем ли мы тот образ жизни, который делает нас способными встретить Христа?

Господь продлил дни жизни святого праведного Симеона гораздо дольше естественного земного предела с одной лишь целью – чтобы он, раскрыв смысл данного ему обетования, засвидетельствовал истинность Боговоплощения, к этому же свидетельству призывается каждый христианин. Но если для старца Симеона – последнего праведника Ветхого Завета, встреча со Христом означала конец его земной жизни, то для нас эта встреча должна стать началом новой жизни, обновленной в Духе Святом.

Будем же молиться Господу о том, чтобы наша встреча с Ним стала причиной восстания от греховного сна и чтобы помышления наших сердец открылись для принятия Его Божественного Промысла – всегда благого и всесовершенного. Аминь!

Поделиться: