logo
Тульская духовная семинария
Основана в 1801, возрождена в 2002 году.
Главная / Новости / Исполняющий обязанности заведующего кафедрой богословия и библеистики, иеромонах Филофей (Артюшин) принял участие в семинаре МДА, посвященном наследию Данте Алигьери

Исполняющий обязанности заведующего кафедрой богословия и библеистики, иеромонах Филофей (Артюшин) принял участие в семинаре МДА, посвященном наследию Данте Алигьери

14 сентября, в день 700-летия со дня смерти итальянского поэта и мыслителя Данте Алигьери, в Московской духовной академии прошел межкафедральный семинар.

Встречу открыл доклад и презентация доцента кафедры филологии МДА архимандрита Симеона (Томачинского), описавшего во всех подробностях, в живой и увлекательной манере, архитектуру «Божественной комедии» Данте. Презентация сопровождалась просмотром отрывка документального фильма по сюжету 1-й кантики поэмы: «Ад».

Встречу открыл доклад и презентация доцента кафедры филологии МДА архимандрита Симеона (Томачинского), описавшего во всех подробностях, в живой и увлекательной манере, архитектуру «Божественной комедии» Данте. Презентация сопровождалась просмотром отрывка документального фильма по сюжету 1-й кантики поэмы: «Ад».

В докладе проректора по воспитательной работе, и.о. заведующего кафедрой богословия и библеистики ТулДС, доцента кафедры библеистики МДА иеромонаха Филофея (Артюшина) на тему «Библейские персонажи в “Божественной комедии” Данте» было проведено сравнение Данте как рассказчика и героя странствий по загробному миру с апостолом Павлом.

В докладе проректора по воспитательной работе, и.о. заведующего кафедрой богословия и библеистики ТулДС, доцента кафедры библеистики МДА иеромонаха Филофея (Артюшина) на тему «Библейские персонажи в “Божественной комедии” Данте» было проведено сравнение Данте как рассказчика и героя странствий по загробному миру с апостолом Павлом.

Многочисленные аллюзии на послания апостола Павла пронизывают все произведения Великого поэта, но именно в «Божественной комедии» этот притягательный и полный драматизма образ кладётся в основу поэмы как определяющий самосознание и сами приоритеты той миссии, которую надлежит исполнить «певцу второго царства». Путешествие в потусторонний мир моделируется в терминах того исключительного опыта богообщения, о котором лишь упоминает апостол Павел (ср. 2 Кор. 12, 2-4). У Данте же этот неизреченный и невыразимый опыт пребывания в раю описывается предельно последовательно и конкретно. Причиной тому служит то Божественное избрание, объектом которого становится сам поэт, который намеренно описывает его в тех же терминах, что и дееписатель Лука в отношении апостола языков: «избранный сосуд благодати» (lo Vas d’elezione, ср. Деян. 9:15). В результате автор приходит к выводу, что Павлова модель является ключевой в идентификации Данте с Пророком, призванным упрочить в людях богословскую добродетель христианской надежды, в то время как апостол Павел, по мысли поэта, цель своей миссии видел в утверждении веры. В конечном счете, в сюжетной композиции поэмы прямые указания на Павлову модель и ее актуализацию в образе Данте как персонажа «Божественной комедии» служат важными ориентирами не только в архитектурной композиции всего произведения, но и в богословском осмыслении предназначения человека, оказавшегося, как и Данте, на жизненном перепутье. В лице героя и автора “Комедии” библейский образ первоверховного апостола приобретает новые очертания и наполняется новым смыслом, благодаря сугубо библейскому синтезу и пророческому вдохновению творческого гения Второго Павла, Данте.

Завершил встречу доклад протоиерея Александра Задорнова, проректора по научно-богословской работе, доцента кафедры церковно-практических дисциплин МДА, посвящённый политическим взглядам Данте: в том виде, как они изложены в его «Монархии».

Семинар транслировался также в Zoom-конференции. Доклады будут опубликованы в академических научных журналах.

Фото: пресс-служба Московской духовной академии

Поделиться: