logo
Тульская духовная семинария
Основана в 1801, возрождена в 2002 году.

Перечень программ

Дополнительная общеобразовательная программа

Направление «Подготовительное отделение»

Нормативный срок обучения: 10 месяцев
Язык обучения: русский

 

Общие положения о подготовительном отделении

  1. Подготовительное отделение Религиозной организации – духовная образовательная организация высшего образования «Тульская духовная семинария Тульской Епархии Русской Православной Церкви», именуемая в дальнейшем «Семинария» (далее отделение) является структурным подразделением семинарии, осуществляющим довузовскую подготовку слушателей к поступлению на образовательные программы бакалавриата.
  2. В своей деятельности отделение руководствуется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом семинарии и настоящим Положением.
  3. Отделение осуществляет свою деятельность совместно с другими структурными подразделениями семинарии.
  4. Отделение возглавляет заведующий, назначаемый ректором семинарии. В период отсутствия заведующего его обязанности исполняет его заместитель.
  5. На отделение принимаются выпускники общеобразовательной школы и средних профессиональных учебных заведений.
  6. Прием прошений о поступлении на отделение проводится на основании Положения о Приемной, Предметной и Апелляционной комиссиях.
  7. Зачисление на отделение осуществляется на основании Правил приема на обучение по образовательным программам бакалавриата.
  8. Успешно сдавшие вступительные экзамены могут быть зачислены непосредственно на бакалавриат, минуя Подготовительное отделение.
  9. Удовлетворительно сдавшие вступительные экзамены зачисляются на Подготовительное отделение.
  10. Основными функциями отделения являются:

– организация и проведение учебного процесса;

– проведение учебных занятий по образовательным программам, необходимым для последующего поступления на бакалавриат;

– методическое обеспечение учебного процесса;

– контроль за текущей успеваемостью слушателей отделения;

– организация и проведение воспитательной работы на отделении;

– анализ результатов обучения;

– определение контингента выпускников отделения для последующего поступления на бакалавриат семинарии.

  1. Слушатели отделения обучаются в Семинарии в течение 10 месяцев.

 

 

Основная профессиональная образовательная программа высшего
образования
Направление подготовки:
Подготовка священнослужителей и религиозного персонала
Уровень церковного высшего образования
БАКАЛАВРИАТ
Квалификация:
бакалавр богословия

Нормативный срок обучения: 4 года

Язык обучения: русский

1. Общие положения
1.1. Основная образовательная программа высшего образования по направлению подготовки «Подготовка священнослужителей и религиозного персонала», реализуемая в Религиозной организации — духовной образовательной организации высшего образования «ТУЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» представляет собой систему документов, разработанную на основе Федерального Церковного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Подготовка священнослужителей и религиозного персонала (уровень бакалавриата)».
Основная образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде общей характеристики программы, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей) и практик, оценочных и методических материалов, обеспечивающих качество подготовки обучающихся, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии.

1.2. Нормативные документы для разработки основной образовательной программы бакалавриата но направлению подготовки «Подготовка священнослужителей и религиозного персонала».

Нормативную правовую базу разработки основной образовательной программы бакалавриата составляют:
– Федеральный закон Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ;
– Церковный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки «Подготовка священнослужителей и религиозного персонала»
– «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1367 от 19 декабря 2013 года № 1367;
Методическими рекомендациями по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов», утв. Минобрнауки России от 22.01.2015 № ДЛ-1/05вн;
– Нормативно-методические документы Минобрнауки России, Русской
Православной Церкви;
– Единый учебный план подготовки бакалавра теологии, утвержденный на заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви 17 февраля
2015г.;
– Устав Тульской духовной семинарии Русской Православной Церкви.

1.3. Общая характеристика основной образовательной программы но направлению подготовки «Подготовка священнослужителей и религиозного персонала (уровень бакалавриата)».

1.3.1. Цель основной образовательной программы но направлению подготовки Подготовка священнослужителей и религиозного персонала.

Целью церковного высшего образования по направлению подготовки «Подготовка священнослужителей и религиозного персонала (уровень бакалавриата)» является развитие личностных качеств будущих пастырей, а также формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ЦОС (Церковный образовательный стандарт) высшего образования по данному направлению подготовки. Миссия данной образовательной программы – способствовать личностному и профессиональному развитию будущих пастырей благодаря освоению традиций Русской Православной Церкви и формированию у них общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ЦОС ВО по направлению
подготовки «Подготовка священнослужителей и религиозного персонала».

1.3.2. Срок освоения основной образовательной программы бакалавриата в очной форме обучения: 4 года.

1.3.3. Трудоемкость основной образовательной программы бакалавриата: 240 зачетных единиц.
1.3.4. Структура Учебного плана основной образовательной программы согласно Церковному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки «Подготовка священнослужителей и религиозного персонала» (уровень высшего образования бакалавриата) Структура Учебного плана Основной образовательной программы по направлению подготовки «Подготовка священнослужителей и религиозного персонала (уровень бакалавриата)» включает Блок «Дисциплины» – 219 зачетных единиц, Блок «Практики» – 15 зачетных единиц, Блок «Итоговая аттестация».

Структура программы бакалавриата по направлению подготовки
Подготовка священнослужителей и религиозного персонала

 
Структура программы бакалавриата Объем
программы
бакалавриата
в зачетных
единицах
Блок 1 Дисциплины (модули) 219 – 225
Базовая часть 102 – 126
Вариативная часть 94
Блок 2 Практики 9 – 15
Блок 3 Итоговая аттестация 6 – 9
Объём программы бакалавриата 240
  • Составление разделов научных отчетов, пояснительных записок, подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по тематике
    проводимых исследований;
  • Участие в работе семинаров, научных конференций, в подготовке публикаций;
  • Учебно-воспитательная и просветительская деятельность:
    преподавание предметов и дисциплин в области теологии, исторических традиций мировых религий и духовно-нравственной культуры в организациях;
  • решение задач духовно-нравственного и патриотического воспитания;
  • просветительская деятельность в учреждениях культуры, искусства, в средствах
    массовой информации;
  • участие в обеспечении учебно-воспитательной и просветительской
    деятельности конфессий;
  • социально-практическая деятельность: работа в составе групп и организаций социальной адаптации, защиты, помощи и реабилитации, в благотворительных и иных некоммерческих организациях;
  • участие в обеспечении ценностной составляющей социальной деятельности государственных, муниципальных и общественных организаций; участие в обеспечении социальной и практической деятельности конфессии;
  • совершение суточного круга богослужения, церковных таинств и обрядов; регулярное проведение церковной проповеди;
  • экспертно-консультативная деятельность: участие в составе экспертных комиссий и консультативных групп во всех областях профессиональной деятельности теолога;
  • представительско-посредническая деятельность: участие в теоретическом и практическом обеспечении государственно-конфессионального и общественно-конфессионального взаимодействия;
  • участие в межрелигиозном и межэтническом диалоге, в том, числе, в международном контексте;
  • участие в разработке вопросов в области разрешения конфликтов на религиозной, этнической и национальной почве, в сфере профилактики и противодействия экстремизму, терроризму и иной деструктивной деятельности религиозных групп;
  • организационно-управленческая деятельность: организация и планирование работ при решении профессиональных задач;
  • духовное руководство церковной общиной;
  • работа в качестве вспомогательного административно-управленческого персонала при осуществлении профессиональных функций.

4. Требования к результатам освоения программы бакалавриата по направлению подготовки «Подготовка священнослужителей и религиозного персонала (уровень бакалавриата)»
4.1. Результаты освоения основной образовательной программы бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные,
дополнительные профессиональные компетенции.
4.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
– способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
– способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2), способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);
– способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);
– способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного
взаимодействия (ОК-5);
– способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

– способностью использовать методы и инструменты физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

– способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9);

– способностью использовать основы теологических знаний в процессе духовно-нравственного развития (ОК-10).
4.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
– способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности теолога на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
– способностью использовать базовые знания в области теологии при решении профессиональных задач (ОПК-2);
способностью использовать знания в области социально-гуманитарных наук для
освоения профильных теологических дисциплин (ОПК-3).
4.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладал профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
научно-исследовательская деятельность:
– способностью использовать знание основных разделов теологии и их взаимосвязь, собирать, систематизировать и анализировать информацию по теме исследования (ПК-1);

– готовностью применять основные принципы и методы научно-богословских исследований, учитывая единство теологического знания (ПК-2);
– готовностью выделять теологическую проблематику в междисциплинарных исследованиях (ПК-3);
– способностью оформлять и вводить в научный оборот полученные результаты (ПК-4);
Учебно-воспитательная и просветительская деятельность:
– способностью актуализировать представления в области богословия и духовно-нравственной культуры для различных аудиторий, разрабатывать элементы образовательных программ (ПК-5);
– способностью вести соответствующую учебную, воспитательную, просветительскую деятельность в образовательных и просветительских организациях
(ПК-6);
социально-практическая деятельность:
– способностью использовать теологические знания в решении задач социально-практической деятельности, связанных с объектами профессиональной деятельности (ПК-7);
– способность организовать и проводить разовые и регулярные богослужения (ПК-1);
– готовность к несению церковно-приходского послушания (ПК-2),
экспертно-консультативная деятельность:
– способностью применять базовые и специальные теологические знания к решению экспертно-консультативных задач, связанных с объектами профессиональной деятельности выпускника (ПК-8);
представительско-посредническая деятельность:
– способность использовать базовые и специальные теологические знания при решении задач представительско-посреднической деятельности (ПК-9);
организационно-управленческая деятельность:
– способностью использовать полученные теологические знания при организации работы в коллективе в процессе решения задач профессиональной деятельности теолога (ПК-10);
– готовность оказывать духовную поддержку пастве (ДПК-3).
5. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Подготовка священнослужителей и религиозного персонала»
Содержание и организация образовательного процесса при реализации данной основной образовательной программы регламентируется учебным планом бакалавра с учетом его профиля; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.

5.1. Учебный план подготовки бакалавра.
Приложение 1.
5.2. Календарный учебный график.
Приложение 2.
5.3. Ежегодные рабочие учебные планы.
Приложение 3.
5.4. Рабочие программы учебных дисциплин.
Приложение 4.
5.5. Рабочие программы учебной и производственной видов практик.
Приложение 5.
В соответствии с ЦОС высшего образования по направлению подготовки «Подготовка священнослужителей и религиозного персонала» раздел основной
образовательной программы бакалавриата «Практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально- практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые студентами в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся. При реализации данной основной образовательной программы предусматриваются следующие виды практик: производственная (богослужебная и научно-исследовательская) и учебная (педагогическая).
Трудоёмкость одной недели практики составляет 1 зачетную единицу. Богослужебная практика включает участие в богослужениях, совершаемых в Первую, Страстную и Светлую седмицы Великого поста, праздничные дни. Педагогическая практика включает посещение студентом открытых занятий, воспитательных мероприятий семинарии, в воскресных школах, светских образовательных учреждениях и самостоятельное их проведение.
Научно-исследовательская практика является преддипломной и проводится для подготовки выпускной квалификационной работы.
6. Фактическое ресурсное обеспечение основной образовательной программы бакалавриата но направлению подготовки «Подготовка священнослужителей и религиозного персонала» в Тульской духовной семинарии
Тульская духовная семинария располагает материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся.
Реализация основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Подготовка священнослужителей и религиозного персонала (уровень бакалавриата)» в Тульской духовной семинарии в соответствии с требованиями ЦОС высшего образования по данному направлению подготовки обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью. Для обучения студентов также привлекаются высокопрофессиональные специалисты профильных организаций и учреждений. Во время обучения студенты обеспечиваются ежегодно обновляемыми учебно-методическими материалами по изучаемым дисциплинам, им предоставляется доступ в библиотеку Тульской духовной семинарии и иные публичные библиотеки, имеющие литературу по направлению Теология, официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к компьютерной технике, позволяющей работать в электронных библиотеках, профессиональных
базах данных и глобальных информационных сетях. Студентам предоставляется возможность регулярного участия в научных и научно-практических
конференциях, посвященным вопросам теологии. Для прооведения занятий по учебному предмету «Информатика» в ТулДС функционирует компьютерный класс. Для реализации учебного предмета «Физическая культура и спорт» имеется стадион и спортивный зал.

Духовно-нравственная, воспитательная деятельность Тульской духовной семинарии ориентирована на становление будущих пастырей, формирование
социально-значимых качеств, установок и ценностей личности, а также на создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного, духовного,
интеллектуального и физического развития, самосовершенствования и творческой самореализации личности будущего священнослужителя.
Воспитательная работа Тульской духовной семинарии построена в соответствии с православными церковными традициями. В семинарии действует храм Живоначальной Троицы, в котором преподаватели и студенты принимают регулярное участие в богослужениях, исповедуются, причащаются Святых
Христовых Тайн. Студенты несут обязанности чтецов, певцов, пономарей, помощников ризничего, иподиаконское послушание, проходят гомилетическую
практику.
Воспитательная работа строится согласно Концепции воспитательной работы Тульской духовной семинарии, плану воспитательных мероприятий на учебный год, включающему формы работы, направленные на приобщение студентов к православной культуре, истории, делам милосердия.
В Тульской духовной семинарии действует Студенческий совет. Студенты семинарии обеспечиваются проживанием в общежитии, питанием, медицинским обслуживанием.
8. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Подготовка священнослужителей и религиозного персонала»

В соответствии с ЦОС высшего образования бакалавриата оценка качества освоения обучающимися основной образовательной программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
8.1. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

В соответствии с ЦОС высшего образования бакалавриата по направлению подготовки «Подготовка священнослужителей и религиозного персонала»
текущий контроль осуществляется в следующих формах:
– текущая аттестация (или текущий контроль успеваемости) представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на
протяжении семестра;
– промежуточная аттестация осуществляется в конце семестра и может завершать изучение, как отдельной дисциплины, так и ее раздела.
На подготовку и проведение экзамена отводится 36 академических часов в первом семестре и 27 академических часов во втором семестре.
Основными формами промежуточной аттестации являются зачет, экзамен.
8.2. Итоговая аттестация выпускников основной образовательной программы бакалавриата

Итоговая аттестация выпускника является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Итоговая аттестация выпускников бакалавриата по направлению подготовки «Подготовка священнослужителей и религиозного персонала (уровень бакалавриата)» включает:
– комплексный выпускной экзамен по дисциплинам: Священное Писание Нового Завета, Литургика, Догматическое богословие, История Русской
Православной, История древней Церкви;
– защиту выпускной квалификационной бакалаврской работы.
8.2.1. Требования к выпускному итоговому экзамену
Итоговый экзамен призван подтвердить готовность студента к выполнению задач профессиональной деятельности. Порядок проведения итогового экзамена определяется семинарией на основании «Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации», утвержденного приказом Минобрнауки России от 25 марта 2003 № 1155.
Целью комплексного итогового экзамена является проверка полученных студентом общенаучных, общепрофессиональных и профессиональных
компетенций, знаний базовых разделов теологии, понимания научных задач и проблем в области профессиональной деятельности.
Экзамен проводится Государственной (итоговой) аттестационной комиссией в сроки, предусмотренные оперативными учебными планами, в устной форме.
Программа итогового экзамена должна соответствовать основной образовательной программе высшего образования, которую студент освоил за
время обучения и быть построена по комплексному принципу, то есть предполагать рассмотрение конкретных вопросов и проблем в контексте всей системы
теологического знания.

На комплексном итоговом экзамене студент должен:

– показать место конкретного вопроса в системе теологического знания;
– уметь выделить структуру вопроса;
– показать понимание теологической проблематики вопроса;
– уметь обосновать заявляемые тезисы, то есть, подтвердить их ссылками на базовые тексты и необходимыми фактами; при необходимости построить
логические обоснования;
– знать ключевые события и имена, связанные с темой вопроса, а также уметь объяснить важнейшие термины, используемые в ответе;
– иметь представление о современном состоянии научной разработки вопроса;
– иметь представление об актуализации проблемы в современной жизни Православия.
8.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе
Выпускная квалификационная работа бакалавра должна быть представлена в виде целостной работы, отвечающей этому жанру. Кроме того, бакалавр должен продемонстрировать понимание смысла форм, в которых представляются результаты научного исследования и практическое владение ими (постановка проблемы, актуальность, цель и задачи, обзор источников и литературы, продумывание логики исследования и разработка структуры для адекватного представления его результатов; умение подвести итоги, сделать определенные выводы и наметить перспективы дальнейшего продвижения по теме или дальнейших исследований).
Начинающему исследователю, каким является бакалавр, необходимо осмысленно использовать общие методы научного исследования и разрабатывать
конкретные методы для своей работы: для сбора информации, выявления круга источников и построения Источниковой базы, выявления историографии;
методологии систематизации, получения той или иной информации из источников, отбора нужной информации и установления причинно-следственных связей. По результатам итоговой аттестации выпускник получает диплом «бакалавр богословия».