Неделя о мытаре и фарисее
В Неделю о мытаре и фарисее, в день Памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, в храме Святой Живоначальной Троицы при Тульской духовной семинарии прошли уставные богослужения.
Накануне всенощное бдение и Божественную литургию совершил проректор по учебной работе иеромонах Иларион (Варежкин).
На всенощном бдении и литургии пел хор студентов семинарии.
В этот день было совершено поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.
Поминовение усопших установлено определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917–1918 годов.
Великий пост, который в 2025 году начинается 3 марта, предваряется четырьмя подготовительными воскресеньями или, по-церковнославянски, Неделями. Их названия тесно связаны с темами евангельских отрывков, читаемых на воскресных богослужениях: это притчи, наполненные яркими образами и реалиями Древней Иудеи.
Притча о мытаре и фарисее отражает модели взаимоотношения Бога и человека.
Первая из них основана на убежденности в том, что внешняя праведность и формальное исполнение религиозных предписаний, а не внутренняя работа над собой служат гарантией спасения. О том, что эта убежденность — ложная, говорится в Евангелии: Вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства (Лк. 11:39), — отвечает Иисус Христос фарисею, который удивился, что Спаситель не умыл руки перед обедом.
Вторая модель — это приход к Богу через смирение, осознание подлинного положения вещей и покаяние, то есть всецелую перемену ума и сердца. Подлинное же покаяние невозможно без внутреннего пробуждения. О нем Господь говорит в другой Своей притче — о блудном сыне. Этой истории посвящена следующая подготовительная Неделя перед Великим постом.
Фото Ивана Никифорова