logo
Тульская духовная семинария
Основана в 1801, возрождена в 2002 году.

Лекция. Вводная тема.

1.История как наука. Концепции отечественной истории.

2.Внешняя и внутренняя критика исторического источника.

 

Учебники. Библиотека семинарии:

  1. Орлов А.С. и др. История России с древнейших времён до наших дней. Учебник. МГУ. М.,2020.
  2. Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие. МГУ. М.,2020.
  3. Атлас 10-11 классы.  История России с древнейших времён – начало XIX века.

 

 

  1. История как наука. Концепции отечественной истории.

 

Научное определение предмета истории. История – это одновременно развитие человечества и изучение этого развития. Ёмкое научное определение истории принадлежит Гегелю: «Единство исторического процесса и процесса его познания».

Научный период изучения истории в России —  XVIII век – настоящее время. В это время исторические сочинения создавались в рамках различных познавательных систем (парадигм) на основе изучения исторических источников:

 

I. Рационализм.

Первая научная парадигма для всех наук, включая историю. Основатель рационализма французский учёный  Декарт (XVII) век.

В парадигме рационализма история – это собрание фактов и нравственных оценок событий и выдающихся личностей. Её классический вариант принадлежит Н.М. Карамзину (1766-1820) – «История государства Российского» первой четверти XIX века. Основу концепции отечественной истории М.Н. Карамзина составляет самодержавие как развивающаяся система. Важную роль в этом развитии играет гармоничное соотношение понятий «государственная централизация», «цивилизация», «государственность», «нравственность».

II. Гегельянская парадигма.

В ней  история  представлена как эволюционное развитие прежде всего государственных отношений. В России гегельянская парадигма была очень популярна  практически весь XIX век. Классический её вариант принадлежит С.М. Соловьёву (1820-1870) – «История Российская с древнейших времён» середины – второй половины XIX века. Основу концепции эволюционного развития отечественной истории составляет борьба родовых (династический способ управления) и государственных (наследственный способ управления) начал.   

III.  Позитивизм.

В позитивизме история – это изучение большого количества исторических фактов для определения исторических закономерностей. В России её классический вариант принадлежит В.О. Ключевскому (1841-1910) – «Курс русской истории» — начала XX века. Концепция отечественной истории основана на её проблемной периодизации с показом таких факторов  развития как экономический и социальный.

IV. Исторический материализм.

В историческом материализме история – это последовательная смена общественно-экономических формаций под воздействием классовой борьбы. В России эта парадигма являлась официальной и единственно возможной для историков весь советский XX век (с конца 20-х годов до середины 80-х годов XX века). Её первый вариант принадлежит М.Н. Покровскому (1868-1932)  — «Русская история с древнейших времён» начала XX века. Концепция основана на развитии двух формаций: первобытной и феодальной. Причём, длящаяся практически до конца XIX века феодальная формация, представлена с отдельными короткими периодами развития капиталистических отношений, так называемого «торгового капитализма».

V. Постмодернизм.

Понятие постмодернизма объединяет сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX – начала XXI веков.  

Тематически постмодернизм отличает уход от социально-политической истории, свойственный предшествовавшим парадигмам, к индивидуально-психологической (человек, менталитет, повседневность, мотивации…).

В России элементы постмодернизма как парадигмы ярче всего проявились в цивилизационном подходе к изучению отечественной истории. Это сочинения И.Н. Ионова «Российская цивилизация IX — начала XX веков», А.С. Ахиезера «Россия. Критика исторического опыта» конца XX века. Концептуально Российская цивилизация рассматривается как промежуточная между сложившимися устойчивыми типами Восточной и Западной цивилизаций. Промежуточное положение России философами XIX века рассматривалось как её достоинство в области интеграции достижений как Востока так и Запада и понимания Россией как Востока, так и Запада (славянофилы, П.Я. Чаадаев). В конце XX века промежуточное положение России между Востоком и Западом не рассматривается как её достоинство. Наоборот, такое положение приводит к инверсиям русской истории (обращение в противоположное), принятию половинчатых решений. В итоге оно определяет догоняющий характер Российской цивилизации (И.Н. Ионов, А.С. Ахиезер). Надо избегнуть этой половинчатости и присоединиться либо к Восточной цивилизации, либо к Западной. 

Тем более, что исследователи считают Россию однозначно Европейской, Западной цивилизацией. Об этом свидетельствует внутренняя логика её истории:

– принятие христианства (были восточные альтернативы);

– теория Москва – Третий Рим, а Четвёртому не быть;

– реформы Пера I , Екатерины II , Александра I, Александра II;

– марксизм советского периода.

2.Внешняя и внутренняя критика исторического источника.

Основу любой концепции развития отечественной истории составляют теории познания (парадигмы) и комплексы исторических источников. Типы, виды исторических источников.

Виды внутри типа письменных источников.

летописи. XI-XVII века. Нестор. Повесть временных лет. 1112 год; Лаврентьевская летопись (Владимиро-Суздальская). 1377 год; Ипатьевская летопись (Галицко-Волынская). Начало XV века; Троицкая летопись (Московская).1408 год; Никоновская летопись (Общерусская).  Конец 20-х годов XVI века, Воскресенская летопись (Общерусская). 1542-1544 годы, Лицевой летописный свод (Общерусский). 1568-1576 годы; Новый летописец. Начало 30-х годов XVII века;

произведения древнерусской литературы (Жития, торжественное и учительное красноречие, хожения);

законодательные источники («Правды», «Судные и уставные грамоты», «Судебники», «Уложения», Манифесты, Конституции). К законодательным источникам относятся памятники древнерусского канонического права и «Стоглав» 1551 года;

статистические источники (достоверная земская статистика последней четверти XIX века);

делопроизводственные документы государственных учреждений. К ним относится и фискальное делопроизводство: учёт населения, конфессий, чиновников;

периодика: газеты, журналы. Государственная, частная. Центральная, местная. В России –с XVIII века;

источники личного происхождения: переписка, мемуары, дневники.

Структура источниковедческого анализа. Соответствует концепции цельного гуманитарного знания А.С. Лаппо – Данилевского (1863-1919):

исторические условия возникновения источника. Главные характеристики той реальности, фрагментом которой является анализируемый источник. Источник – реальный остаток эпохи, который возникает в определённых условиях. Вне эитх усовий он не может быть понят;

авторство источника. Индивидуальный автор (биография, сфера  практической деятельности, уровень культуры и образования, род занятий, принадлежность к определённой социокультурной среде). Коллективный автор. Новое и новейшее время. Законодательные, делопроизводственные, периодика. Изучаются состав авторских групп, руководители,  непосредственные исполнители, социальные цели;

функционирование источника в социокультурной среде. История источника: с его автором (редактирование, варианты, публикации); без его автора (возможное вмешательство иных лиц, переиздания). Необходимо чёткое обозначение выходных данных источников, которые используются в работе;

анализ содержания источника. Максимально полно отразить его информационный потенциал;

– источник – продукт культуры своего времени. Выводная часть анализа источника. Практические рекомендации для научно-практического использования.

Задание к зачёту I полугодия: выбрать фрагмент дневника священника, опубликованного в «Тульских епархиальных ведомостях» (электронная версия или ксерокопия на бумажной основе). Проанализировать его с точки зрения периодики второй половины XIX века (исторические условия возникновения источника, авторство источника, функционирование источника в социокультурной среде) и с точки зрения конкретного дневника  (анализ содержания источника). Выводная часть может относиться  и к периодике и к воспоминаниям.

Электронная версия:

 

Из дневника приходского священника // Тульские епархиальные ведомости. Прибавления. Электронный вариант. 1864 год:

 

№7. С. 345-357. Первая пастырская проповедь.

№8. С. 395-408. Вечер 1-го воскресного по приезде в приход дня.

№9. С. 535-547. От чего иногда бывают ссоры в причтах?

№10. С. 597-603. Сельские угощения.

№11. С.647-659. Богомолья.

№12. С.741-747. От чего иногда священники роняют свой авторитет у прихожан. Окончание этого текста – ТЕВ. №16. С. 748-758.

№13. С. 14-25.Церковные старосты.

№14. С. 60-70. Крестины.

№21. С. 443-453. Кумовья.

№22. С. 497-508. Елеосвящение больной.

№23. С. 522-535. Моя борьба с народными предрассудками и непохвальными обычаями.

№24. С. 573-580. Продолжение этой статьи.

 

Для анализа функционирования источника в социокультурной среде могут пригодиться:

 

  1. Доклад комиссии по преобразованию издания «Тульских епархиальных ведомостей» // ТЕВ. 1908. №44/45. С. 558-559. В контексте работы XXVI  общего епархиального съезда духовенства.
  2. «Епархиальные ведомости» как показатель внутренней жизни духовенства // ТЕВ. 1910. №5. С. 100-104. Перепечатано из «Тверских епархиальных ведомостей».
  3. Калинников Н. К современному положению Епархиальных Ведомостей // ТЕВ. 1916. №43/44. С. 540-545.
  4. К духовенству Тульской епархии // ТЕВ. 1917. №30/32 С. 394. О задачах «Тульских епархиальных ведомостей».
  5. От редакции // ТЕВ. 1910. №5. С.115. Требования к авторам статей для «Тульских епархиальных ведомостей».
Поделиться: