logo
Тульская духовная семинария
Основана в 1801, возрождена в 2002 году.
Главная / Образование / Дистанционное обучение / Лекция. Вводная часть. Тема 1. История как наука. История России – часть всемирной истории.

Лекция. Вводная часть. Тема 1. История как наука. История России – часть всемирной истории.

1.История как наука: предмет, методы исследования (донаучный, научные), исторические источники.

2.История России – часть всемирной истории. Российская цивилизация.

 

Учебники. Библиотека семинарии:

  1. Орлов А.С. и др. История России с древнейших времён до наших дней. Учебник. МГУ. М.,2020.
  2. Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие. МГУ. М.,2020.
  3. Атлас 10 – 11 классы.  История России с древнейших времён – начало XIX века.

 

1.История как наука: предмет, методы исследования (донаучный, научные), исторические источники.

 

Предмет:

– непосредственное значение термина «история». Термин греческого происхождения. Означает рассказ о прошедшем, об узнанным. Основателем истории в таком понимании является Геродот;

– научное определение предмета истории. История – это одновременно развитие человечества и изучение этого развития. Ёмкое научное определение истории принадлежит Гегелю: «Единство исторического процесса и процесса его познания».

 

Методы исторического исследования (донаучный, научные).

Донаучный метод исторического исследования применялся в России с XI до XVII веков (от Илариона до Ивана Тимофеева). Он называется провиденциализм. Научный метод сложился в России в XVIII веке под воздействием различных факторов развития европейской исторической науки  и существует до настоящего времени в рамках различных парадигм исторических исследований.

Между ними существуют два принципиальных отличия в области построения причинно-следственных связей и отношения к источникам исторических знаний.

В провиденциализме причинно-следственные связи вертикальные: причина исторических событий наверху (Божий промысел), а следствие в виде исторических фактов – внизу, в земной жизни. Такое знание не является выводным из исторических источников (между автором исторического сочинения и промыслом Божьим нет посредников). Оно основано на понимании промысла Божьего.

В научном методе познания причинно-следственные связи горизонтальные: и причины исторических событий и следствия, то есть исторические факты, находятся в земной жизни. Такое знание является выводным из исторических источников, а не следствием понимания промысла Божьего.

Но меду донаучным и научным методами исторического исследования существует определённое сходство, которое выражается в тематическом единстве изучения исторического процесса:

– мировая история;

– место страны в мировой истории;

– отечественная история.

Кроме того, древнерусская литература отличается историчностью. То есть авторы сочинений писали о том, что было на самом деле, или они думали, что так было на самом деле.

Научный период изучения истории в России —  XVIII век – настоящее время. В это время исторические сочинения создавались в рамках различных познавательных систем (парадигм) на основе изучения исторических источников:

 I. Рационализм.

Первая научная парадигма для всех наук, включая историю. Основатель рационализма французский учёный  Декарт (XVII) век.

История в рационализме выступает в роли «учительницы» в политике и нравственности. Она основана на собрании фактов, которые должны служить образцом, примером. Факты в рационализме «добываются» из исторических источников. В целом в парадигме рационализма история – это собрание фактов и нравственных оценок событий и выдающихся личностей. В России такая история появилась в XVIII веке, а её классический вариант принадлежит Н.М. Карамзину – «История государства Российского» первой четверти XIX века.

II. Гегельянская парадигма.

Её основатель немецкий философ Гегель (первая половина XIX века).

В отличие от рационализма, история в его парадигме выступает как «объясняющая» исторические события. Она является не простым собранием фактов, а результатом их эволюционного  развития. Основанием такой эволюции служит развитие Абсолютной идеи (выражает полноту всего сущего, мировой разум). В исторической реальности самым высоким проявлением Абсолютной идеи является развитие государства. Факты в гегельянской парадигме «добываются» из исторических источников. В целом в гегельянской парадигме история – это эволюционное развитие прежде всего государственных отношений. В России гегельянская парадигма была очень популярна  практически весь XIX век, существовала «государственная школа» историков, а её классический вариант принадлежит С.М. Соловьёву – «История Российская с древнейших времён» середины – второй половины XIX века.

 

III.  Позитивизм.

Её основатель французский философ Конт (XIX век).

В отличие от рационализма и гегельянской парадигмы, история в позитивизме наделена прогностической функцией: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы предотвратить». Изучение истории в позитивизме направлено на выведение исторических закономерностей, которые можно использовать в конкретной политике. Одновременно позитивизм стал основателем социальной истории. Факты в позитивизме «добываются» из исторических источников. В целом в позитивизме история – это изучение большого количества исторических фактов для определения исторических закономерностей. В России её классический вариант принадлежит В.О. Ключевскому – «Курс русской истории»  – начала XX века.

 

IV. Исторический материализм.

Основателями этого направления философии являются немецкие философы К. Маркс и Ф. Энгельс (середина – вторая половина XIX века).

История  в парадигме выступает как «объясняющая» исторические события. Этим исторический материализм похож на гегельянскую парадигму. Но отличительной особенностью исторического материализма является материалистическое понимание развития истории. Если у Гегеля – это эволюционное развитие Абсолютной идеи, то  у Маркса и Энгельса – это последовательная, прогрессивная смена общественно-экономических формаций (первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической).  Формации меняются под воздействием классовой борьбы. Каждая общественно-экономическая формация состоит из базиса и надстройки. Базис – это экономика и общественные отношения, надстройка – это культура, включая идеологию. При этом базис всегда определяет надстройку. Факты в историческом материализме «добываются» из исторических источников. В целом в историческом материализме история – это последовательная смена общественно-экономических формаций под воздействием классовой борьбы. В России эта парадигма являлась официальной и единственно возможной для историков весь советский XX век (с конца 20-х годов до середины 80-х годов XX века). Её первый вариант принадлежит М.Н. Покровскому  — «Русская история с древнейших времён» начала XX века.

 

  1. Постмодернизм.

Понятие постмодернизма объединяет сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX – начала XXI веков. Эту парадигму и её понятийный аппарат активно разрабатывают многие исследователи Америки и Европы. Популяризатор термина «постмодернизм» — американский учёный Чарльз Дженкс.

Понятие «постмодернизм» означает кризис целостного исторического знания, сложившегося в предшествовавших парадигмах: рационалистической, гегельянской, позитивистской, исторического материализма. Причина – недоверие сторонников постмодернизма к линейному, неизбежно прогрессивному развитию человечества. То есть они не уверены в благополучном для человечества историческом финале, в разумности исторической эволюции, в позитивных итогах научно-технического прогресса. Они не являются сторонниками глобальных объяснительных схем исторического развития.

Но всякий кризис имеет свою позитивную составляющую. Постмодернизму в этой связи свойственны:

– осознание ценности и качественной весомости конкретных исторических событий и фактов, утерянных в обобщающих парадигмах позитивизма и исторического материализма;

– появление задачи исследовать как равноправные все имевшиеся в прошлом альтернативные шансы и возможности исторического развития;

– отстаивания ценности разнообразия мира;

– расширение кругозора исследователя, его неизбежные сомнения оцениваются как предпосылки творческого осмысления истории;

– повышение статуса исторического источника, который рассматривается как «единственная доступная историкам реальность, заключённая в документе, в этом следе, который оставили после себя события прошлого» (французские историки, А.С. Лаппо-Данилевский).

Тематически постмодернизм отличает уход от социально-политической истории, свойственный предшествовавшим парадигмам, к индивидуально-психологической (человек, менталитет, повседневность, мотивации…).

В России элементы постмодернизма как парадигмы ярче всего проявились в цивилизационном подходе к изучению отечественной истории. Это сочинения И.Н. Ионова «Российская цивилизация IX- начала XX веков», А.С. Ахиезера «Россия. Критика исторического опыта» конца XX века.

 

Исторические источники.

Классификация источников. Основные классификационные единицы – типы и виды.

Типы. Определяются  способом удерживания информации в источниках: устные (фольклор), письменные, вещественные, этнографические, лингвистические, конофотодокументы,  фонодокументы, изобразительные источники, машиночитаемые документы (CD, флеш-карты).

Среди указанных типов исторических источников особое место в историческом познании занимают письменные исторические источники.

Виды внутри типа письменных источников. Определяются повторяемостью свойств источников:

– летописи. XI-XVII века. Нестор. Повесть временных лет. 1112 год; Лаврентьевская летопись (Владимиро-Суздальская). 1377 год; Ипатьевская летопись (Галицко-Волынская). Начало XV века; Троицкая летопись (Московская).1408 год; Никоновская летопись (Общерусская).  Конец 20-х годов XVI века, Воскресенская летопись (Общерусская). 1542-1544 годы, Лицевой летописный свод (Общерусский). 1568-1576 годы; Новый летописец. Начало 30-х годов XVII века;

– произведения древнерусской литературы (Жития, торжественное и учительное красноречие, хожения);

– законодательные источники («Правды», «Судные и уставные грамоты», «Судебники», «Уложения», Манифесты, Конституции). К законодательным источникам относятся памятники древнерусского канонического права и «Стоглав» 1551 года;

– статистические источники (достоверная земская статистика последней четверти XIX века);

– делопроизводственные документы государственных учреждений. К ним относится и фискальное делопроизводство: учёт населения, конфессий, чиновников;

– периодика: газеты, журналы. Государственная, частная. Центральная, местная. В России –с XVIII века;

– источники личного происхождения: переписка, мемуары, дневники.

 

2.История России – часть всемирной истории. Российская цивилизация.

Цивилизационный подход к изучению истории появился в Европе в XVIII веке. К началу XX века сложились концепции цивилизаций и определились основные положения их изучения:

– положение о мироцелостности. Мир одновременно един. Это единство мира определяют одинаковые факторы — природа, социальная жизнь, культурная жизнь. Мир одновременно разнообразен. Это разнообразие определяет разное проявление указанных факторов в разных цивилизациях;

– цивилизации локальны;

– структура цивилизаций. Каждая цивилизация состоит из двух взаимопроникающих начал: антропогенного (человек и природа) и социогенного (традиция и новация);

– при цивилизационном подходе изучается проблема решения противоречий между природой и человеком и между традицией и новацией;

– законы развития цивилизаций. Закон универсального рынка (выживают сильные цивилизации). Конкуренция. Закон кооперации (сильные цивилизации действуют во взаимосвязи, используя достижения друг друга).

Изучение российской цивилизации в XX веке следует рассматривать в рамках парадигмы постмодернизма. Чаще всего исследуется тип Российской цивилизации. Она рассматривается как промежуточная между сложившимися устойчивыми типами Восточной и Западной цивилизациями. Устойчивость Западной цивилизации придают стремление к модернизациям и крайний индивидуализм. Устойчивость Восточной цивилизации придают стремление сохранять традиции и крайний коллективизм. Промежуточное положение России философами XIX века рассматривалось как её достоинство в области интеграции достижений как Востока так и Запада и понимания Россией как Востока, так и Запада (славянофилы, П.Я. Чаадаев). В конце XX века промежуточное положение России между Востоком и Западом не рассматривается как её достоинство. Наоборот, такое положение приводит к инверсиям русской истории (обращение в противоположное), принятию половинчатых решений. В итоге оно определяет догоняющий характер Российской цивилизации (И.Н. Ионов, А.С. Ахиезер). Надо избегнуть этой половинчатости и присоединиться либо к Восточной цивилизации, либо к Западной.  

Тем более, что исследователи считают Россию однозначно Европейской, Западной цивилизацией. Об этом свидетельствует внутренняя логика её истории:

– принятие христианства (были восточные альтернативы);

– теория Москва – Третий Рим, а Четвёртому не быть;

– реформы Пера I , Екатерины II , Александра I, Александра II;

– марксизм советского периода.

  

Задание к зачёту I полугодия: выбрать небольшой эпизод русской истории до 1613 года (воцарение Романовых). Очень кратко показать, как его описывают Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского», С.М. Соловьёв в «Истории Российской с древнейших времён», В.О. Ключевский в «Курсе лекций по русской истории». Очень кратко обозначить причину различий. Подсказываю – исходя из различных парадигм, в которых они работали.

Поделиться: