Лекция. Вводная часть. Тема 1. История как наука. История России – часть всемирной истории.
1.История как наука: предмет, методы исследования (донаучный, научные), исторические источники.
2.История России – часть всемирной истории. Российская цивилизация.
Учебники. Библиотека семинарии:
- Орлов А.С. и др. История России с древнейших времён до наших дней. Учебник. МГУ. М.,2020.
- Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие. МГУ. М.,2020.
- Атлас 10 – 11 классы. История России с древнейших времён – начало XIX века.
1.История как наука: предмет, методы исследования (донаучный, научные), исторические источники.
Предмет:
– непосредственное значение термина «история». Термин греческого происхождения. Означает рассказ о прошедшем, об узнанным. Основателем истории в таком понимании является Геродот;
– научное определение предмета истории. История – это одновременно развитие человечества и изучение этого развития. Ёмкое научное определение истории принадлежит Гегелю: «Единство исторического процесса и процесса его познания».
Методы исторического исследования (донаучный, научные).
Донаучный метод исторического исследования применялся в России с XI до XVII веков (от Илариона до Ивана Тимофеева). Он называется провиденциализм. Научный метод сложился в России в XVIII веке под воздействием различных факторов развития европейской исторической науки и существует до настоящего времени в рамках различных парадигм исторических исследований.
Между ними существуют два принципиальных отличия в области построения причинно-следственных связей и отношения к источникам исторических знаний.
В провиденциализме причинно-следственные связи вертикальные: причина исторических событий наверху (Божий промысел), а следствие в виде исторических фактов – внизу, в земной жизни. Такое знание не является выводным из исторических источников (между автором исторического сочинения и промыслом Божьим нет посредников). Оно основано на понимании промысла Божьего.
В научном методе познания причинно-следственные связи горизонтальные: и причины исторических событий и следствия, то есть исторические факты, находятся в земной жизни. Такое знание является выводным из исторических источников, а не следствием понимания промысла Божьего.
Но меду донаучным и научным методами исторического исследования существует определённое сходство, которое выражается в тематическом единстве изучения исторического процесса:
– мировая история;
– место страны в мировой истории;
– отечественная история.
Кроме того, древнерусская литература отличается историчностью. То есть авторы сочинений писали о том, что было на самом деле, или они думали, что так было на самом деле.
Научный период изучения истории в России — XVIII век – настоящее время. В это время исторические сочинения создавались в рамках различных познавательных систем (парадигм) на основе изучения исторических источников:
I. Рационализм.
Первая научная парадигма для всех наук, включая историю. Основатель рационализма французский учёный Декарт (XVII) век.
История в рационализме выступает в роли «учительницы» в политике и нравственности. Она основана на собрании фактов, которые должны служить образцом, примером. Факты в рационализме «добываются» из исторических источников. В целом в парадигме рационализма история – это собрание фактов и нравственных оценок событий и выдающихся личностей. В России такая история появилась в XVIII веке, а её классический вариант принадлежит Н.М. Карамзину – «История государства Российского» первой четверти XIX века.
II. Гегельянская парадигма.
Её основатель немецкий философ Гегель (первая половина XIX века).
В отличие от рационализма, история в его парадигме выступает как «объясняющая» исторические события. Она является не простым собранием фактов, а результатом их эволюционного развития. Основанием такой эволюции служит развитие Абсолютной идеи (выражает полноту всего сущего, мировой разум). В исторической реальности самым высоким проявлением Абсолютной идеи является развитие государства. Факты в гегельянской парадигме «добываются» из исторических источников. В целом в гегельянской парадигме история – это эволюционное развитие прежде всего государственных отношений. В России гегельянская парадигма была очень популярна практически весь XIX век, существовала «государственная школа» историков, а её классический вариант принадлежит С.М. Соловьёву – «История Российская с древнейших времён» середины – второй половины XIX века.
III. Позитивизм.
Её основатель французский философ Конт (XIX век).
В отличие от рационализма и гегельянской парадигмы, история в позитивизме наделена прогностической функцией: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы предотвратить». Изучение истории в позитивизме направлено на выведение исторических закономерностей, которые можно использовать в конкретной политике. Одновременно позитивизм стал основателем социальной истории. Факты в позитивизме «добываются» из исторических источников. В целом в позитивизме история – это изучение большого количества исторических фактов для определения исторических закономерностей. В России её классический вариант принадлежит В.О. Ключевскому – «Курс русской истории» – начала XX века.
IV. Исторический материализм.
Основателями этого направления философии являются немецкие философы К. Маркс и Ф. Энгельс (середина – вторая половина XIX века).
История в парадигме выступает как «объясняющая» исторические события. Этим исторический материализм похож на гегельянскую парадигму. Но отличительной особенностью исторического материализма является материалистическое понимание развития истории. Если у Гегеля – это эволюционное развитие Абсолютной идеи, то у Маркса и Энгельса – это последовательная, прогрессивная смена общественно-экономических формаций (первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической). Формации меняются под воздействием классовой борьбы. Каждая общественно-экономическая формация состоит из базиса и надстройки. Базис – это экономика и общественные отношения, надстройка – это культура, включая идеологию. При этом базис всегда определяет надстройку. Факты в историческом материализме «добываются» из исторических источников. В целом в историческом материализме история – это последовательная смена общественно-экономических формаций под воздействием классовой борьбы. В России эта парадигма являлась официальной и единственно возможной для историков весь советский XX век (с конца 20-х годов до середины 80-х годов XX века). Её первый вариант принадлежит М.Н. Покровскому — «Русская история с древнейших времён» начала XX века.
- Постмодернизм.
Понятие постмодернизма объединяет сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX – начала XXI веков. Эту парадигму и её понятийный аппарат активно разрабатывают многие исследователи Америки и Европы. Популяризатор термина «постмодернизм» — американский учёный Чарльз Дженкс.
Понятие «постмодернизм» означает кризис целостного исторического знания, сложившегося в предшествовавших парадигмах: рационалистической, гегельянской, позитивистской, исторического материализма. Причина – недоверие сторонников постмодернизма к линейному, неизбежно прогрессивному развитию человечества. То есть они не уверены в благополучном для человечества историческом финале, в разумности исторической эволюции, в позитивных итогах научно-технического прогресса. Они не являются сторонниками глобальных объяснительных схем исторического развития.
Но всякий кризис имеет свою позитивную составляющую. Постмодернизму в этой связи свойственны:
– осознание ценности и качественной весомости конкретных исторических событий и фактов, утерянных в обобщающих парадигмах позитивизма и исторического материализма;
– появление задачи исследовать как равноправные все имевшиеся в прошлом альтернативные шансы и возможности исторического развития;
– отстаивания ценности разнообразия мира;
– расширение кругозора исследователя, его неизбежные сомнения оцениваются как предпосылки творческого осмысления истории;
– повышение статуса исторического источника, который рассматривается как «единственная доступная историкам реальность, заключённая в документе, в этом следе, который оставили после себя события прошлого» (французские историки, А.С. Лаппо-Данилевский).
Тематически постмодернизм отличает уход от социально-политической истории, свойственный предшествовавшим парадигмам, к индивидуально-психологической (человек, менталитет, повседневность, мотивации…).
В России элементы постмодернизма как парадигмы ярче всего проявились в цивилизационном подходе к изучению отечественной истории. Это сочинения И.Н. Ионова «Российская цивилизация IX- начала XX веков», А.С. Ахиезера «Россия. Критика исторического опыта» конца XX века.
Исторические источники.
Классификация источников. Основные классификационные единицы – типы и виды.
Типы. Определяются способом удерживания информации в источниках: устные (фольклор), письменные, вещественные, этнографические, лингвистические, конофотодокументы, фонодокументы, изобразительные источники, машиночитаемые документы (CD, флеш-карты).
Среди указанных типов исторических источников особое место в историческом познании занимают письменные исторические источники.
Виды внутри типа письменных источников. Определяются повторяемостью свойств источников:
– летописи. XI-XVII века. Нестор. Повесть временных лет. 1112 год; Лаврентьевская летопись (Владимиро-Суздальская). 1377 год; Ипатьевская летопись (Галицко-Волынская). Начало XV века; Троицкая летопись (Московская).1408 год; Никоновская летопись (Общерусская). Конец 20-х годов XVI века, Воскресенская летопись (Общерусская). 1542-1544 годы, Лицевой летописный свод (Общерусский). 1568-1576 годы; Новый летописец. Начало 30-х годов XVII века;
– произведения древнерусской литературы (Жития, торжественное и учительное красноречие, хожения);
– законодательные источники («Правды», «Судные и уставные грамоты», «Судебники», «Уложения», Манифесты, Конституции). К законодательным источникам относятся памятники древнерусского канонического права и «Стоглав» 1551 года;
– статистические источники (достоверная земская статистика последней четверти XIX века);
– делопроизводственные документы государственных учреждений. К ним относится и фискальное делопроизводство: учёт населения, конфессий, чиновников;
– периодика: газеты, журналы. Государственная, частная. Центральная, местная. В России –с XVIII века;
– источники личного происхождения: переписка, мемуары, дневники.
2.История России – часть всемирной истории. Российская цивилизация.
Цивилизационный подход к изучению истории появился в Европе в XVIII веке. К началу XX века сложились концепции цивилизаций и определились основные положения их изучения:
– положение о мироцелостности. Мир одновременно един. Это единство мира определяют одинаковые факторы — природа, социальная жизнь, культурная жизнь. Мир одновременно разнообразен. Это разнообразие определяет разное проявление указанных факторов в разных цивилизациях;
– цивилизации локальны;
– структура цивилизаций. Каждая цивилизация состоит из двух взаимопроникающих начал: антропогенного (человек и природа) и социогенного (традиция и новация);
– при цивилизационном подходе изучается проблема решения противоречий между природой и человеком и между традицией и новацией;
– законы развития цивилизаций. Закон универсального рынка (выживают сильные цивилизации). Конкуренция. Закон кооперации (сильные цивилизации действуют во взаимосвязи, используя достижения друг друга).
Изучение российской цивилизации в XX веке следует рассматривать в рамках парадигмы постмодернизма. Чаще всего исследуется тип Российской цивилизации. Она рассматривается как промежуточная между сложившимися устойчивыми типами Восточной и Западной цивилизациями. Устойчивость Западной цивилизации придают стремление к модернизациям и крайний индивидуализм. Устойчивость Восточной цивилизации придают стремление сохранять традиции и крайний коллективизм. Промежуточное положение России философами XIX века рассматривалось как её достоинство в области интеграции достижений как Востока так и Запада и понимания Россией как Востока, так и Запада (славянофилы, П.Я. Чаадаев). В конце XX века промежуточное положение России между Востоком и Западом не рассматривается как её достоинство. Наоборот, такое положение приводит к инверсиям русской истории (обращение в противоположное), принятию половинчатых решений. В итоге оно определяет догоняющий характер Российской цивилизации (И.Н. Ионов, А.С. Ахиезер). Надо избегнуть этой половинчатости и присоединиться либо к Восточной цивилизации, либо к Западной.
Тем более, что исследователи считают Россию однозначно Европейской, Западной цивилизацией. Об этом свидетельствует внутренняя логика её истории:
– принятие христианства (были восточные альтернативы);
– теория Москва – Третий Рим, а Четвёртому не быть;
– реформы Пера I , Екатерины II , Александра I, Александра II;
– марксизм советского периода.
Задание к зачёту I полугодия: выбрать небольшой эпизод русской истории до 1613 года (воцарение Романовых). Очень кратко показать, как его описывают Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского», С.М. Соловьёв в «Истории Российской с древнейших времён», В.О. Ключевский в «Курсе лекций по русской истории». Очень кратко обозначить причину различий. Подсказываю – исходя из различных парадигм, в которых они работали.