logo
Тульская духовная семинария
Основана в 1801, возрождена в 2002 году.
Главная / Новости / Конференция «Семен Франк – философия абсолютного реализма». Итоговый обзор.

Конференция «Семен Франк – философия абсолютного реализма». Итоговый обзор.

С 19 по 22 мая 2021 г. на базе отеля «Грумант» (Тульская область) в рамках цикла «Краковские встречи» (Krakow meetings) состоялась юбилейная десятая международная научная конференция «Семен Франк – философия абсолютного реализма», проходившая параллельно в очном и дистанционном форматах. «Вживую» встретились преимущественно отечественные исследователи, в то время как на онлайн-секции преобладали зарубежные специалисты. Организаторами конференции выступили Папский университет Иоанна Павла II в Кракове, Тульская духовная семинария и Дом Франка в Саратове.
Темы очных докладов, посвященных С.Л. Франку, можно условно разделить на три – подчас дополняющих друг друга – группы: 1) личная и научная биографии С.Л. Франка и членов его семьи, 2) различные аспекты философии С.Л. Франка и 3) компаративный анализ франковской и зарубежной мысли в широком масштабе: от современников до «собеседников» XIV века.

19 мая, в первый день конференции, были затронуты только первые две группы тем.
О неопубликованном дневнике Василия Франка (младшего сына С.Л. Франка) времен Второй мировой войны рассказывал Николай Франк (внук С.Л. Франка и сын Василия Франка). «Я чувствую бесконечный стыд и срам за человека» – такую цитату из дневника своего отца Николай вынес в заглавие своего сообщения. Докладчик сфокусировался на размышлениях отца о нравственной катастрофе, которая сделала возможной Вторую мировую войну, а также на некоторых фактических свидетельствах его жизни в военное время.
Алексей Гапоненков (Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского) рассказывал о письмах С.Л. Франка к своей жене Т.С. Франк (урожденной Барцевой). Исследователь показал, как письма к жене обретают статус ценного биографического источника, который позволяет следить за поездками С.Л. Франка по Европе, его кругом общения, издательскими планами и прочими событиями его жизни.
Геннадий Аляев (Национальный технический университет «Днепровская политехника», Днепр, Украина) сосредоточился на теме исповеди как форме мысли С.Л. Франка в 1940-е гг. В этот период были написаны такие крупные книги, как «С нами Бог» и «Свет во тьме». В этих текстах Франк, как утверждает Аляев, переводит основные богословские понятия (такие как «спасение», «откровение», «вера», «благодать» и т.д.) в орбиту философии, в то же время понимая саму философию как «исповедь того, что человек ощущает и любит, что шевелится в душе, на чем человек стоит и чем живет» (из письма к Л. Бинсвангеру 1942 г.).
Первый день конференции завершился докладом Филипа Буббайера (Philip Boobyer) – британского специалиста по философии С.Л. Франка, некоторые работы которого доступны и русскому читателю. Буббайер поднял тему «природы молитвы» по С.Л. Франку, подхватывая предыдущее выступление Аляева и развивая тему своеобразного синтеза богословия и философии в творчестве философа. В докладе обсуждаются проблемы «внимания» и «вслушивания» как субъективных констант молитвенной практики, а также социального измерения молитвы, которое выражается в том, что молитва настраивает человека на исцеление разобщенности и «тьмы» мира.

20 мая, на второй работы конференции, были представлены доклады, восполнившие лакуну философской компаративистики.
Татьяна Резвых (ПСТГУ, Москва) показала влияние философии С.Л. Франка на зрелую мысль немецкого философа и психиатра Л. Бинсвангера. Докладчик обратила внимание на то, что основные интуиции С.Л. Франка (бытие как всеединство, исходная разомкнутость человека, концептуальное различие рационального и интуитивного знания-переживания) стали «несущими конструкциями» мысли Бинсвангера, наиболее полным выражением которой является книга «Основные формы и познание человеческого бытия» (1942).
О том, как С.Л. Франк и священник Павел Флоренский понимают «доверие» и «достоверность» в религии, говорил Николай Павлюченков (ПСТГУ, Москва). Схожая внимательность к внутреннему опыту как способу удостоверения религиозной истины нарушается, согласно Павлюченкову, различной оценкой догматов, в которой он и усматривает ключевое различие между мыслителями: если священник Павел Флоренский понимает догматы как «географические карты» на пути познания Бога, то С.Л. Франк не мыслит их в качестве последнего слова о Боге, понимая Его как в конечном счете «Непостижимое» и «Несказанное».
Игорь Евлампиев (СПбГУ) не просто встраивает С.Л. Франка в общеевропейский процесс перехода традиционной метафизики в метафизику «неклассическую», но и утверждает, что именно в мысли Франка мы находим финальную огранку нового типа метафизического мышления. В этом смысле Франк связывает и доводит до конца начинания А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона. «Неклассическая метафизика» в понимании Евлампиева есть тип мышления, основанный на интуиции родства между человеком и Абсолютом, на мысли о том, что человек есть «акт» Абсолюта в противовес типичному для традиционной метафизики дуализму этих начал.
Священник Георгий Белькинд и Ксения Ермишина (Фонд Трубецких, Москва) сфокусировались на философских и биографических отношениях (точнее, на двух «несвязных эпизодах») С.Л. Франка и братьев Трубецких. В первой части доклада о. Георгий проанализировал формальный аспект двух «Смыслов жизни» (С.Л. Франка и Е.Н. Трубецкого). Во второй части Ермишина рассказала о евразийском эпизоде биографии С.Л. Франка, а также о рецепции его работы «Крушение кумиров» Н.С. Трубецким.
Жизненные и творческие связи протоиерея Георгия Флоровского и С.Л. Франка становятся предметом сообщения сестры Терезы Оболевич (Папский университет Иоанна Павла II, Краков). Анализируется критическое отношение Флоровского к философии Франка, которого избежала разве что «самая философская русская книга» (по его оценке) – «Предмет знания», а также сопоставляются апофатические концепции обоих мыслителей.
Компаративистские штудии сменяются тщательным анализом становления философии религии С.Л. Франка в ранний период (1903–1911), осуществленным Константином Антоновым (ПСТГУ). В докладе прослеживается переход Франка от неокантианского типа мышления о религии к ее осмыслению на базе концепции «религиозного опыта» и традиции Ф. Шлейермахера – У.Джеймса. Выдвигается обоснованное предположение, что очерченная перемена в мышлении делает возможным крещение С.Л. Франка в 1912 году.
О русской литературе (особенно поэзии А.С. Пушкина) как источнике целостного религиозного мировидения С.Л. Франка рассказала Инга Матвеева (Российский государственный институт сценических искусств, Санкт-Петербург).
Вторую половину дня участники чтений провели в родовом поместье А.С. Хомякова Богучарове. После знакомства с усадьбой в доме-музее отца-основателя славянофильства прошли презентации печатных изданий, посвященных русской религиозной философии.
Серия презентаций началась с выступления ректора Тульской духовной семинарии игумена Ефимия (Моисеева), который представил публике специальный выпуск журнала «Духовный арсенал», приуроченный к 160-летию А.С. Хомякова.
Константином Антоновым был представлен недавно вышедший третий том полного собрания сочинений С.Л. Франка, охватывающий период от 1908 до 1910 годов.
Затем сестра Тереза Оболевич и Александр Цыганков рассказали о книге «Голландский эпизод в философской биографии С.Л. Франка (новые материалы)», опубликованной в прошлом году.
В завершение мероприятия священник Георгий Белькинд презентовал внушительный том работ философа и ученого С.М. Половинкина «Русский персонализм».

21 мая, в завершающий день работы конференции, прозвучали выступления, объединившие все три группы указанных выше тематик.
Владимир Сидорин (ИФ РАН, Москва), опираясь на материалы архива РАН, пытался восстановить эпизод из научной биографии С.Л. Франка, связанный с Институтом научной философии в период с 1921 по 1922 годы.
Захватывающие истории о Т.С. Барцевой (будущей жене Франка) и ее семье на основе новых архивных находок прозвучали от Анастасии Михайловой и Евгении Изотовой (Дом Франка, Саратов).
Дарья Дорохина (РГГУ, Москва) коснулась мало обсуждаемой темы политической онтологии С.Л. Франка. Ею была рассмотрена концепция «мы-бытия» Франка как исходной социальной реальности, по отношению к которой «я» и «ты» оказываются вторичными. Социально-политическая мысль философа обсуждалась в контексте проблем политической теории XX века.
Самой объемной в последний день конференции оказалась доля компаративных исследований.
Доклады Любови Савиной (Тульская духовная семинария) и Ирины Кацаповой (ИФ РАН, Москва) были посвящены сравнительному анализу социально-философских идей С.Л. Франка и П.И. Новгородцева. Если Савину интересовали темы кризиса культуры и «восстановления святынь», прослеживаемые в работах двух мыслителей, то Кацапова сфокусировалась на проблемах, связанных с концептом «общественного идеала»: причин и контекстов его возникновения, а также его уместности в философии права Франка и Новгородцева.
Бурную дискуссию вызвал доклад Игоря Зайцева (Государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург) об онтологическом аргументе в философии С.Л. Франка и Э. Левинаса. Зайцев заключил об уязвимости онтологического доказательства бытия Бога С.Л. Франка для кантианской критики, которую минует концепция Левинаса.
Александр Беграмбеков (НИУ ВШЭ, Москва) рассмотрел мысль С.Л. Франка в контексте множества философских традиций (неоплатонизм, пантеизм и панентеизм, немецкая идеалистическая философия и др.). Докладчик пытался проследить, каким образом Франк переплавляет спектр традиций в собственную мысль, которая оказывается одновременно и близкой своим источникам, и далекой от них.
Кирилл Мартемьянов (НИУ ВШЭ, Москва) поставил проблему оснований веры у Франка и немецкого теолога Карла Ранера. Смысловым центром доклада стал вопрос о тех «силах души», которые толкают человека к поиску Абсолютного (Бога), а также о том, каким образом сами эти переживания оказываются следом и обнаружением искомого.
Монахиня Екатерина (Парунян) (ПСТГУ, Москва) рассказала об онтологических и богословских интуициях С.Л. Франка и немецкого средневекового мистика М. Экхарта.
Константин Мацан (МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва) проследил содержательное влияние английского писателя и христианского апологета Г. Честертона на религиозно-философскую мысль С.Л. Франка.

22 мая, по окончании работы конференции, ее участники осмотрели достопримечательности Тулы, а также познакомились с историей Тульской духовной семинарии.

Кирилл Мартемьянов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Поделиться: