«Искусство первой буквы»
«В начале: искусство первой буквы» – так называется выставка, открывшаяся в Тульской Духовной семинарии 18 февраля. Как это видно из названия, посвящена она заглавной букве — буквице, главному украшению старинных книг.
Рассматривая представленные на выставке рукописные и печатные издания из фондов семинарского Церковно-археологического кабинета, поражаешься разнообразию заглавных букв. Цветные, расписные, с декором – часто в виде растений, птиц, животных, людей, они иллюстрируют текст в начале книги, страницы или нового абзаца. Кстати, буквица может не только служить украшением произведения, но и отражать его тему, смысл.
Буквицы были известны давно – ими разрисовывались страницы рукописных книг еще с X века. Заглавные буквы употреблялись только в начале абзаца – с «красной» (т.е. красивой) строки. Большая прописная буква, искусно, затейливо разрисованная и мастерски украшенная, являлась произведением искусства и никогда не повторялась. Весь последующий текст абзаца писался только маленькими буквами.
– В средневековой Руси книга уже имела форму кодекса – стопки сшитых друг с другом тетрадей. Их изготавливали из тщательно выделанной кожи – пергамена. Дойдя до последней страницы, писец возвращался к началу рукописи и вносил в начало текстовых столбцов пропущенные им заглавные буквы, – рассказывает главный хранитель ЦАК М.А. Михалёва. – Позднее эту работу – прорисовку и расцвечивание буквиц (инициалов) и вписывание заголовков (рубрик) – в книжных мастерских стали выполнять особые художники: иллюминатор (от латинского illumino – «украшаю») и рубрикатор (от латинского ruber – «красный»). Как правило, они употребляли красные чернила, так называемый миний, отсюда и произошло знакомое нам слово «миниатюра». В обиходе имелись также синяя, жёлтая, зелёная краски. В роскошных манускриптах на исполнение буквиц шло творёное (растёртое в порошок) золото, реже – серебро.
Выставку открывает репринтное издание Остромирова Евангелия – старейшей русской датированной книги, написанной в 1056-1057 годах в Великом Новгороде диаконом Григорием по заказу новгородского посадника Остромира. Это «праздничная», богатая книга, созданная для приближенного киевского князя. Рассматривая буквицы, можно заметить, что самое большое разнообразие начертаний относится к буквам «В» и «Р»: именно с этих букв открываются евангельские зачала: «Во время оно…» и «Рече Господь…». В Остромировом Евангелии прорисовано 135 не повторяющихся буквиц «В». В основном, это буквы с растительным узором и изображением зверушек.
Представленное на выставке Юрьевское Евангелие может быть названо предвестником нового стиля: именно в новгородских книгописных мастерских 12-го столетия в рисунке буквиц появились звери и птицы, опутанные лентами и ремнями. Учёный XIX века Ф.И. Буслаев объединил эти буквицы общим названием «чудища», а за новым орнаментом закрепилось определение «тератологический» (от греческого слова со значением «чудище»).
В Евангелии, датированном 1355 г. (Великий Новгород), буквица изображает потешную сцену: человек, облачённый в одежды, опрокидывает себе на голову банную шайку. Рядом дано пояснение: «обливается водою».
Фроловскую Псалтири (Великий Новгород, XIV в.) украшает миниатюра, изображающая двух рыбарей, тянущих невод с уловом. Над персонажами написан их диалог.
Оформление Спасского Евангелия (Москва, 1393 г.) поражает своей красотой, яркостью цвета, изумительным орнаментом. «Праздничность» книги подчеркивается разнообразием разрисованных инициалов (буквиц) одних и тех же букв. Кроме того, книга снабжена тремя большими миниатюрами, изображающими евангелистов Иоанна, Луку и Марка. Считается, что эти миниатюры написал художник-грек, поскольку выполнены они техникой инкрустированной эмали, употреблявшейся тогда исключительно в Византии.
В конце XIV столетия «чудовища» постепенно начали исчезать из буквиц, а плетения приобретают правильные формы. Декор упростился. Аскетизм затронул и колорит: зачастую киноварь служила единственным средством украшения строки. Эти новые веяния зародились в книгописных мастерских Болгарии и Сербии и пришли на Русь в произведениях южнославянской письменности, поэтому почти геометрический орнамент конца XIV- начала XVI в. именуют балканским.
Началом XV века датируется Евангелие Хитрово (боярин Богдан Матвеевич Хитрово – оружничий царя Феодора Алексеевича). Большинство исследователей сошлись во мнении, что рукопись Евангелия Хитрово украшал Андрей Рублёв. Ярче всего рублёвское «люборассмотрение» отразилось в буквице, образованной голубой цаплей и зелёной змеёй. Только на первый взгляд может показаться, что в букве запечатлён момент противоборства. На деле цапля пристально всматривается в змею, а змея без тени страха всматривается в цаплю. Каждый из них заглядывает в другого, будто в собственное отражение. Этот рисунок на поле средневековой рукописи вместил в себя столько мудрости и милосердной любви, сколько не найдётся в ином живописном полотне.
В XIX веке в русском обществе возродился интерес к родной старине. Это было время активных археологических раскопок, публикаций неизвестных памятников древнерусской литературы, изучения творчества древних живописцев. Интерес к средневековой Руси сказался и на рисунке инициальных букв. Как именно? Об этом тоже можно узнать, посетив выставку.
М.С. Горчакова