logo
Тульская духовная семинария
Основана в 1801, возрождена в 2002 году.
Главная / Публикации / Игумен Герасим (Дьячков): Митрополит Серапион: штрихи к портрету (воспоминания)

Игумен Герасим (Дьячков): Митрополит Серапион: штрихи к портрету (воспоминания)

Именно — штрихи, т. е. то немногое, что осталось в памяти после общения с владыкой. А это было около 30 лет назад. Не текущая, обыденная жизнь, а яркие, и потому оставшиеся в памяти события жизни и черты его характера.

Митрополит Серапион и мое поступление в семинарию.

В 1992 г. весной, еще до окончания школы, с настоятелем Знаменского храма села Волово иереем Евгением Илюшиным мы поехали в Тулу. Кругом цвели сады, распускалась молодая зелень. Какое-то невыразимое благолепие пробуждающейся после зимнего сна природы, лучи яркого солнца и весеннее тепло глубоко потрясали душу. Мы ехали на встречу с митрополитом. Раньше я, сельский мальчишка, архиерея видел только в православном календаре. И вот теперь предстояла встреча с ним. Первое знакомство с владыкой Серапионом состоялось в Тульском епархиальном управлении. В его рабочем кабинете был накрыт чай со сладостями. За круглым столом сидел владыка в окружении маститых протоиереев. Мне было неловко, но радостно. Все расспрашивали о том, кем я хочу стать, давно ли я хожу и кто меня привел в церковь.

После окончания школы меня взяли в архиерейский дом. Так было положено начало моему послушанию иподиакона во Всехсвятском кафедральном соборе и келейника у митрополита. Это было в 1992–1993 гг.

Наступил новый, серьезный этап в моей жизни. Он стал для меня подготовительным к поступлению в семинарию. Моим учителем в этой домашней школе был митрополит Серапион.

Попеременно мы со схимонахиней Ираклией [1] читали владыке жития святых и отечественных подвижников благочестия, которых он очень любил. Особенно он восхищался жизнеописанием настоятельницы Белевского Крестовоздвиженского монастыря игумении Павлины. Для занятий богословием служили труды святителя Филарета, митрополита Московского, Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского) и Святейшего Патриарха Алексия (Симанского). Это была твердая пища для моего ума, и владыка Серапион не только спрашивал меня о том, что я прочитал и понял, но и сам истолковывал прочитанное. Занятия по истории Русской Церкви заключались в изучении альбома, посвященного этой теме, изданного в рамках празднования 1000-летия Крещения Руси, название его не помню. С интересом изучал я написанное в «Настольных книгах священнослужителя», здесь затрагивались самые разные темы, что-то было просто и понятно, а что-то было непростым для меня, непонятное я оставлял на будущее.

Пришло время, и я спросил митрополита Серапиона о благословении на учебу в семинарии. Он поддержал мое желание и сказал: «Сходи к отцу Пантелеимону [2], если он благословит, то и я благословляю». Так, в феврале 1994 г. я оказался в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, точнее в Московской духовной академии на пекарне, стал пекарем. Поступил в семинарию, потом, в 1998 г. по благословению митрополита Серапиона — в академию.

  

Митрополит Серапион и возрождение

церковной жизни в Тульской епархии

Деятельность митрополита Серапиона в Тульской епархии пришлась на период существенных изменений в отношениях между государством и Церковью. В октябре 1990 г. были приняты два закона, которые значительно расширили права и возможности Русской Православной Церкви: Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» и Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий».

Началось огромное движение общественности за открытие храмов, монастырей, духовных образовательных учреждений. Все эти проблемы легли на плечи к тому времени уже немолодого митрополита. При владыке была открыта Белевская Жабынская пустынь, Новомосковский Успенский и другие монастыри. В архиерейском доме обсуждались вопросы открытия семинарии в Туле, монастырей в г. Белеве и многие другие. Поднялась огромная волна писем, группы ходоков шли в епархиальное управление и архиерейский дом с просьбой об открытии приходов. Крайне остро стоял кадровый и финансовый вопрос.

Однажды двое-трое верующих-активистов пришли в епархиальное управление с просьбой назначить им священника на приход. Перед архиереем положили несколько тетрадок с подписями прихожан за открытие прихода. Владыка как мог убеждал ходоков, что в епархии кадровый кризис, сейчас нет кандидата на место, просил подождать, повременить. Разговор закончился тем, что одна, видно самая смелая старушка, встала, стукнула что есть силы по столу кулаком, за которым сидел архиерей, и сказала: «Давай попа, мы вас содержим». Владыка привстал, тоже ударил огромным, увесистым кулаком по столу: «Где я возьму тебе попа, ты родила мне попа?!» Бедная просительница не ожидала такой реакции и вместе с другими быстро удалилась из кабинета. Потом владыка все сокрушался: «Ну сколько раз я им объясняю: нет у меня священника, потерпите, будет вам священник. А она свое: давай попа, да сейчас же!»

В начале 1990-х гг. при митрополите Серапионе в епархиальном управлении началась большая работа по подготовке материалов для канонизации православных христиан, пострадавших в годы гонений XX в. Однажды на столике, который стоял недалеко от домовой церкви, расположенной на втором этаже архиерейского дома, я увидел несколько папок-скоросшивателей. Подошел, посмотрел. Надписи и печати на них показались мне тогда грозными и непонятными: «Комитет государственной безопасности», «Дело по обвинению» такого-то и таких-то, «Совершенно секретно». Открыть эти папки тогда я не осмелился. Это были архивно-уголовные следственные дела клириков и мирян, репрессированных в 1920–1930-х гг. Встретился с этими делами уже в 2005 г. в Управлении федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тульской области, когда работал над написанием исследования на соискание ученой степени кандидата богословия.

[1] Здесь и далее речь идет о схимонахине Ираклии, если мне не изменяет память, то в миру ее звали Анной Константиновной Гришиной.

[2] Здесь и далее речь идет об архимандрите Пантелеимоне (Якименко), духовнике Тульской митрополии, клирике Всехсвятского кафедрального собора.

Полный текст выступления читайте в новом выпуске журнала Духовный арсенал 1 (3) 2021 г.

Поделиться: