Игумен ЕВФИМИЙ (Моисеев) «Светское религиозное образование — феномен секулярного общества».
Автор делает краткий обзор истории духовного образования в России, обращая внимание на сформировавшееся до 1917 г. разделение образования на светское и духовное. В статье анализируется деятельность соответствующих учебных учреждений в новейший период, определяется существенная разница между направлениями теологии и богословия. Автор рассматривает проблемы, которые стоят перед светским религиозным образованием, и предлагает своё видение его развития, видя в светском религиозном образовании синтез традиций и инноваций, способствующий формированию у граждан России целостного мировоззрения.
Ключевые слова: светское религиозное образование; теология; исламоведение; Казанская духовная семинария; Казанская духовная академия; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Научно-образовательная теологическая ассоциация; кафедра теологии ТулГУ.
The author gives a brief overview of the history of theological education in Russia, paying attention to the division of education into secular and theological, formed before 1917. The article presents an analysis of the activities of these educational institutions in the recent period and identifies a significant difference between church and secular theology. The author considers the problems facing secular religious education nowadays and offers his vision of its development, seeing in secular religious education a synthesis of traditions and innovations that contribute to the formation of a holistic worldview of the citizens of Russia.
Key words: secular religious education; theology; Islamic studies; Kazan Theological Seminary; Kazan Theological Асаdemy; Orthodox St. Tikhon Humanitarian University; Scientific Educational Theological Association; Department of theology at Tula State University.
Досточтимые участники и гости конференции,
уважаемые коллеги!
Для меня большой честью является выступать на форуме, который собрал ведущих специалистов по исламскому образованию. Не будучи специалистом собственно по исламоведению, я хотел бы тем не менее поделиться с Вами некоторыми мыслями, которые, думаю, будет актуальны для всех, кто имеет отношение в целом к развитию теологического образования в России – независимо от его конфессиональной направленности.
На Всероссийской научной конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве», которая состоялась в МИФИ 14-15 июня 2017 г. и дала важный импульс для системного развития теологии как отрасли образования в России, справедливо отмечалось, что старейшие европейские университеты восходят к монастырским школам и что по времени своего основания, а также по своему статусу в структуре старейших университетов Европы первыми являются именно теологические факультеты. Достаточно вспомнить Оксфорд, Кембридж, Тюбинген или Гейдельберг. В мировой практике – причем не только на Западе, но и на Востоке, высшее теологическое образование дается в светских университетах, и ни у кого это не вызывает протеста.
Однако не таково положение дел в нашей стране, для чего есть определенные исторические причины, о которых я скажу чуть позже. В отношении развития богословского образования в России пошли несколько иным путем. Когда в 1755 году в Москве создавался первый российский университет, в отличие от большинства европейских университетов в его структуру не был включен богословский факультет. Именно тогда было принято принципиальное решение разделить российское образование на светское и духовное.
Впоследствии Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1685 году как первая в России высшая школа и послужившая фундаментом для создания Московского университета, в 1814 году была преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру – за более чем 70 километров от Москвы.
Таким образом, с середины XVIII века в России светское и духовное образование развивались параллельно, и наряду с реальными училищами, гимназиями и университетами, в которых давалось светское образование, существовали духовные училища, семинарии и академии.[1] После революции 1917 года все православные духовные школы на пространстве бывшей Российской империи были закрыты.
Лишь немногие из дореволюционных духовных учебных заведений были возрождены в послевоенные годы: Московские и Ленинградские духовные академия и семинария, а также Одесская, Киевская, Минская, Ставропольская и Саратовская духовные семинарии – впрочем, последние четыре из вышеперечисленных были вновь закрыты во времена хрущевских гонений.
Однако полномасштабное возрождение духовного образования в России началось в постсоветский период, продолжается этот процесс и в наше время. В результате реформы духовного образования на рубеже XX и XXI столетий семинарии получили статус высших учебных заведений, а с 2012 года духовные учебные заведения Русской Православной Церкви перешли на преподавание по Болонской системе (бакалавриат, магистратура, аспирантура).
Единственным духовным учебным заведением Русской Православной Церкви, где на настоящий момент на постоянной основе ведется изучение ислама, является Казанская духовная семинария, в которой мне довелось трудиться с 2014 по 2019 гг. В 2016 году в Казанской православной духовной семинарии была создана кафедра исламоведения, которую возглавил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, член группы стратегического видения «Россия – исламский мир», сопредседатель совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие – ислам». В настоящее время ведется работа по возрождению Казанской духовной академии, одним из основных направлений деятельности которой до революции, как известно, было исследование ислама.
Однако возрождение – пусть даже и достаточно активное –конфессиональных школ в постсоветскую эпоху не было способно удовлетворить огромный запрос на религиозные знания, который сформировался в российском обществе за долгие годы отсутствия какого бы то ни было религиозного образования. Первой ласточкой на пути формирования нового направления – светского религиозного образования – в Русской Православной Церкви стал Православный Свято-Тихоновский богословский институт (впоследствии – гуманитарный университет), открывшийся в 1994 году в Москве.
Здесь, очевидно, следует обратить внимание на то, что по латыни называется contradictio in adjecto – противоречие в определении. Действительно «светское религиозное образование» звучит несколько непривычно для нашего слуха и сегодня, тем более четверть века назад эта формулировка повергала в шок как представителей светской системы образования, так и многих преподавателей духовных академий и семинарий. Неудивительно, что первопроходцы на этом пути подвергались порой самой жесткой критике не только извне – со стороны внешних по отношению к Церкви людей, но и изнутри – собственно из церковной среды.
В чем же заключается особенность этого направления?
Во-первых, если брать пример Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, учредителем которого является Русская Православная Церковь, это высшее религиозное образование, ориентированное, главным образом, на мирян – светских верующих людей, то есть на тех, кто не является священнослужителем и не собирается принимать священный сан, в том числе и на женщин. Именно в этом учебном заведении впервые в истории Русской Православной Церкви, были созданы возможности для получения женщинами высшего богословского образования. Впрочем, следует отметить, что некоторые выпускники ПСТГУ по окончании учебы все же принимают священный сан. Насколько я понимаю, по этой же модели работает и Российский исламский институт.
Во-вторых – и это уже особенность кафедр теологии, существующих в государственных вузах, это высшее религиозное образование для всех желающих вне зависимости от их религиозных взглядов и конфессиональной принадлежности, поскольку светское религиозное образование, которое дается в государственных вузах, не предполагает обязательного участия преподавателей и учащихся в религиозных практиках – богослужениях, молитвах и обрядах. Таким образом, исламскую теологию в светском вузе может изучать православный христианин или атеист, христианскую теологию – мусульманин или агностик и т. д. В системе светского образования, которое является неотъемлемой частью и одним из важнейших институтов современного гражданского общества, вопросы религиозной жизни гражданина признаются исключительно его личным делом.
В этой связи мне хотелось бы сказать несколько слов о кафедре теологии, которая существует с 2001 года при Тульском государственном университете. Эта кафедра была создана одной из первых в России и на сегодняшний день накопила уже немалый опыт преподавания и изучения богословских дисциплин. На территории университета построен храм в честь Архистратига Божия Михаила, который окормляется священнослужителями – преподавателями кафедры теологии. Активно развивается сотрудничество кафедры с Тульской духовной семинарией. Выпускники кафедры успешно трудятся в Тульской классической гимназии, в общеобразовательных и воскресных школах. При этом, несмотря на то, что кафедру возглавляет священнослужитель, религиозная жизнь учащих и учащихся признается их частным делом.
Светское религиозное образование является для России абсолютно новым явлением, поскольку в нашей духовно-культурной традиции до недавних пор бытовало представление о том, что богослов обязательно должен быть не только религиозным человеком, но и принадлежать именно к той конфессии, богословием которой он занимается. Очевидно, чтобы подчеркнуть различие разных типов образования, используются и разные термины – «теология» и «богословие», хотя этимологически эти слова являются полными синонимами.
Таким образом, на сегодняшний день в гуманитарном образовательном пространстве мы имеем светскую теологию и конфессиональное богословие. Притом что в содержательном плане эти направления практически идентичны, их специфика определяется, главным образом, типом учебного заведения, где данные направления преподаются – в данном случае, первостепенное значение имеет конфессиональная принадлежность учебного заведения или отсутствие таковой.
Так, главной задачей конфессиональных учебных заведений (семинарий, академий, медресе, иешив и пр.) является подготовка священнослужителей, ответственных за духовное окормление верующих. В эти учебные заведения приходят люди с религиозным сознанием, как правило, уже сформированным согласно требованиям соответствующей конфессии. Это глубоко верующие люди, готовые всю свою жизнь посвятить служению духовных наставников и руководителей.
В светские же вузы приходят люди разных вероисповеданий, разной степени религиозности, в том числе и совсем нерелигиозные. В то же самое время задача университетов, реализующих основные образовательные программы высшего образования по направлению «теология», по словам Патриарха Кирилла, заключается в том, чтобы «готовить специалистов, которые бы глубоко знали вероучение религиозной традиции, которое формирует ценностное мировоззрение или, как принято говорить, культурные коды»[2]. Глубокое знание предполагает комплексное изучение вероучения, при котором не вырываются из контекста фразы из Священного Писания, а история конфессии подвергается серьезному изучению и объективному анализу.
Такие специалисты должны тонко чувствовать, где заканчивается отстаивание интересов конфессии и начинается прозелитизм, где бесконтрольное погружение во внутренние духовные практики рискует обернуться асоциальным поведением, наконец, где буквальное и одностороннее прочтение тех или иных религиозных текстов несет угрозу их ложного понимания и как следствие – радикализации религиозных взглядов. Все эти вопросы, несомненно, имеют прямое отношение к обеспечению безопасности государства и общества.
Выпускники кафедр теологии должны стать частью экспертного и профессионального сообщества, в котором остро нуждается современное гражданское общество. Их главная задача – изучать опыт всех традиционных конфессий для поддержания межнационального и межрелигиозного мира в стране. Для этого необходимо грамотно выстраивать взаимодействие религиозных общин всех традиционных конфессий, государства и общества. Специалисты, имеющие высшее теологическое образование, должны стать своего рода посредниками в контактах между конфессиями и обществом, содействовать конструктивному и гармоничному развитию межконфессионального диалога, быть модераторами государственно-конфессиональных контактов.
По словам известного современного православного богослова митрополита Волоколамского Илариона, кафедры теологии должны «готовить людей, которые, будучи профессионалами в своей области, одновременно эрудированы в других областях, в том числе в гуманитарных науках и, главное, являются патриотами своей страны»[3].
В этой связи хотел бы подчеркнуть, что со стороны государства и общества должен формироваться заказ на таких специалистов, без которого теологическое образование в вузах рискует зачахнуть на корню и остаться без развития. Такие специалисты могут быть востребованы не только в государственных структурах, но и в образовательных учреждениях, в общественных организациях, сотрудничающих с религиозными общинами. Систему трудоустройства выпускников-теологов в государственных структурах и образовательных учреждениях еще только предстоит отладить, и недооценивать значение этого фактора ни в коем случае не следует.
К счастью, сегодня и государство, и общество пришли к осознанию того, что потери от радикальных проявлений псевдорелигиозности несопоставимы с затратами на религиозное образование. Все больше университетов открывают кафедры теологии, в работе которых активное участие принимают представители традиционных конфессий.
Конечно, мы находимся еще только в самом начале пути. Перед теологическим образованием стоит много неразрешенных проблем. Одна из них – достаточно низкая мотивация студентов, многие из которых не понимают, куда они пойдут работать с дипломом теолога. Интересно, что, как правило, наиболее мотивированные студенты – это те, которые получают второе высшее образование, стремясь понять глубже ту или иную религию. К сожалению, до сих пор нет соответствующей специальности и в квалификационном справочнике.
Немало трудностей испытывают и преподаватели, вынужденные порой буквально на ходу решать довольно сложные вопросы. Как, например, преподавать пастырское богословие тем, кто никогда не будет заниматься пастырской работой? Должны ли отличаться учебники по светской гуманитарной дисциплине теологии и конфессиональному богословию? Какова должна быть степень погруженности студентов-теологов в религиозную жизнь конфессии? На многие из этих и подобных вопросов еще только предстоит дать ответы.
Важным вопросом остается и отсутствие базового теологического образования у подавляющего большинства абитуриентов. Не будем забывать, что речь идет о высшем светском религиозном образовании, но системы начального и среднего религиозного образования у нас фактически нет, поэтому большинство студентов, поступивших на теологию, как правило, не имеют даже основ богословских знаний. Для решения этой проблемы можно было бы предложить создать подготовительные отделения для поступающих на теологические профили, как это сделано в духовных семинариях Русской Православной Церкви. Очевидно, что для решения этих и подобных вопросов по организации учебного процесса на теологических направлениях подготовки необходим постоянный и тесный контакт специалистов, представляющих светскую и религиозную системы образования.
В качестве общероссийской площадки для решения подобных вопросов в январе 2018 года была учреждена Научно-образовательная теологическая ассоциация (сокращенно НОТА), которая «является добровольным объединением юридических лиц, созданным для представления их интересов и координации их деятельности, направленной на развитие теологии как комплекса образовательных дисциплин (предметной области) и отрасли научного знания»[4]. В состав НОТА входят десятки образовательных организаций, в том числе и мусульманские духовные образовательные организации нашей республики. В ее рамках решаются многие вопросы, в том числе: определение содержания предметной области теологии как научной дисциплины, создание центра интеграции прогрессивных научно-образовательных наработок светских и духовных образовательных организаций высшего образования и др.
Завершить свое выступление я хотел бы следующими словами Патриарха Кирилла: «Сегодня среди ученых крепнет осознание того, что теология, которая является систематическим выражением религиозной веры, представляет собой также систему дисциплин, отвечающих критериям научности. Искусственно отделять этот мощный пласт гуманитарного знания от науки и образования — значит обкрадывать нашу культуру, лишать ее исторической памяти, мировоззренческих и ценностных основ»[5].
Убежден, что развитие светского религиозного образования, которое является важным проявлением принципа синтеза традиций и инноваций, позволит вернуть российское гуманитарное образование к его духовным основам, будет способствовать формированию у граждан России целостного мировоззрения, немыслимого без учета религиозного фактора.
[1] Исключение составляли теологические (католические) факультеты Варшавского и Виленского университетов, которые были открыты до вхождения Польши в состав России.
[2] Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на конференции «Теология в современном научно-образовательном пространстве» 2 ноября 2018 г. // http://www.patriarchia.ru/db/text/5295905.html Дата обращения: 2.09.2019.
[3] Выступление митрополита Илариона «Теология в образовании и науке: развитие отрасли» на главном пленарном заседании «Теология и ценности» II Всероссийской (с международным участием) научной конференции «Теология в современном научно-образовательном пространстве» // http://www.doctorantura.ru/publications/3784 Дата обращения: 2.09.2019.
[4] Устав Ассоциации образовательных организаций «Научно-образовательная теологическая ассоциация» // http://nota-theology.ru/content/public/upload/files/29.11 Дата обращения: 2.09.2019.
[5] «Признание теологии как научной специальности знаменует новый этапа в истории российской науки – Патриарх» // http://www.edu.ru/news/science Дата обращения: 2.09.2019.