«Еще же не верующим им от радости…»
Проректор по воспитательной работе Тульской духовной семинарии иеромонах Филофей (Артюшин) принял участие в ежегодной научно-богословской конференции «Экзегетика и герменевтика Священного Писания», проводимой кафедрой Библеистики Московской духовной академии.
Отец Филофей прочитал доклад на тему: «Еще же не верующим им от радости…» (Лк. 24, 41): сюжетные особенности и богословский контекст Пасхального благовестия (Лк. 24) в свете личного опыта учеников Христовых».
В рамках доклада были проанализированы Пасхальные пассажи заключительной – 24-й- главы Евангелия от Луки на предмет содержания в них указаний на переживаемые героями евангельского рассказа эмоции. Уже в первых главах Евангелия (Лк. 1–2), в знаменитых песнях (Богородицы, св. прав. Захарии, ангелов и святого праведного Симеона Богоприимца), эмоциональность как отражение глубокого религиозного чувства, со стороны человека, становится полноценным герменевтическим и онтологическим принципом для понимания всего евангельского благовестия. Этот принцип наглядно проявляется и в евангельской концовке, где явления Воскресшего Христа буквально будоражат сознание всех без исключения свидетелей Пасхального чуда. Так, в эмоциональном опыте мироносиц (ср. Лк. 24, 1 – 8) явно присутствует негативный оттенок: сила переживаемого ими страха и ужаса прослеживается на протяжении всего последующего повествования. В центральном пассаже 24-й главы – знаменитый эпизод с Эммаусскими путниками (ст. 13 – 35) отмеченный выше негативный опыт постижения Божественной тайны преодолевается во время того уникального «путешествия» с Воскресшим Христом, которое, в конечном итоге, становится источником сердечного горения (см. Лк. 24, 32) и духовного перерождения учеников. Сердце как средоточие личности и источник глубоких эмоциональных переживаний выступает здесь в качестве связующего мотива. Радость, которую испытывают ученики при виде Господа, в следующей сцене (ст. 36 – 49), служит выражением положительного религиозного опыта, который становится достоянием веры и моделью поведения апостольской общины, после Вознесения(ст. 50 – 53) остающейся без своего Божественного Учителя; но, вопреки всему, не теряющей возвышенного религиозного настроя. В богословский композиции Евангелия от Луки все эмоциональные проявления человека: трепет и ужас, благоговейный страх, удивление, радость – равным образом входят в Божественный план спасения, в центре которого находится Христос – подлинный источник и средоточие Пасхальной радости, изливающейся из сердечных глубин Его учеников.
Фото: пресс-служба Московской духовной академии