logo
Тульская духовная семинария
Основана в 1801, возрождена в 2002 году.
Главная / Публикации / Павел Иванович Малицкий – историк Церкви, богослов и краевед

Павел Иванович Малицкий – историк Церкви, богослов и краевед

Горбачёва А. С.

Историк Церкви, богослов, краевед, публицист и талантливый педагог, Павел Иванович Малицкий родился в 1851 г. в семье священника с. Дворянщина Кирсановского уезда Тамбовской губернии.

Образование – традиционное для поповича – церковно-приходская школа, Тамбовское Духовное училище, затем Тамбовская Духовная семинария, которую Павел закончил в 1874 г. В 1874-78 гг. Павел Малицкий продолжил свое обучение в Киевской Духовной академии, из стен которой вышел кандидатом богословия.

Отработав несколько месяцев инспектором народных училищ в Гродненской губернии, в том же 1878 году Павел Иванович навсегда переселяется в Тулу и поступает на должность преподавателя в Тульскую Духовную семинарию. Семинарской службе Малицкий отдал 40 лет своей жизни. Кроме преподавательских трудов Малицкий в разные годы занимал должности помощника инспектора, члена Правления семинарии, члена Тульского Епархиального училищного совета.

Сферой преподавательской деятельности Павла Ивановича была Священная история и история Церкви. Будучи очень увлеченным и влюбленным в свой предмет педагогом, он умел привить эту любовь и своим ученикам. В 1903 г. на праздновании 25-летнего юбилея педагогической деятельности Малицкого, один из его воспитанников, будущий архиепископ Иларион Верейский, а тогда ученик IV класса Владимир Троицкий в своей речи от лица учащихся сказал о своем преподавателе так: «Павел Иванович!.. Мы видели и видим, что преподавание для Вас есть великое дело души и сердца. За то говорит уже то, что Вы не ограничиваетесь руководством нас в изучении церковной истории; нет, Вы настойчиво вводите прекрасные истины христианства в наше существо, вводите для того, чтобы мы могли руководствоваться ими и теперь, и в ожидающей нас жизни … Жизнь издавна сравнивают с морем, и в этом море высоко поднимаются иногда грозные жизненные волны… Вы силою и сердечностью своего слова стряхиваете с нас … преждевременные страхи и указываете нам прочный и надежный путь к тихой пристани и прекрасной цели. Вы советуете нам быть всегда и во всех положениях верными чадами Церкви»[1].

Сам верное чадо Церкви, принесший все свои таланты на служение ей, Павел Иванович искренне считал, что «его служба была только исполнением долга и тяжесть учительского труда не чувствовалась»[2].

Его отношение к семинаристам было всегда ровным и человечным, изложение учебного материала живым и основательным, оценка знаний – справедливой. Малицкому было недостаточно вложить в умы своих учеников определенное количество исторических знаний согласно программе. Как педагог духовной школы, Павел Иванович, старался дать семинаристам цельное церковное миросозерцание, обладая которым они могли бы и сами с успехом сеять благое семя. Для Малицкого «церковность», многими в те годы понимаемая как «зашоренность, ограниченность» мировоззрения, была признаком подлинности как духовного, так и общественного служения, а, следовательно, его полезности. Так, по словам свт. Илариона (Троицкого), лучшими образцами патриотизма Павел Иванович считал ветхозаветных пророков, вещавших своим соотечественникам волю Божию[3].

Ученики платили Малицкому сыновней любовью и благодарностью, а коллеги-преподаватели и начальство по достоинству ценили его знания и труды. Неоднократно Малицкий входил в общественные образования г. Тулы. Так, он был членом Тульского историко-археологического товарищества, Тульского статистического комитета, комитета по организации празднования столетия Тульской епархии.

Годы дружбы связывали Павла Малицкого с будущим патриархом Алексием I (Симанским), в 1906-11 годах возглавлявшем в сане архимандрита Тульскую Духовную семинарию. Позже, в начале 60-х годов, первосвятитель, хранивший «сердечную память» о «почтеннейшем Павле Ивановиче» помогал его сыну – Алексею Малицкому, оказавшемуся в то время в тяжелом материальном положении[4]. Дружеские отношения связывали Малицкого и со священномучеником Петром (Павлушковым, † 1937), последним ректором Тульской семинарии.

Кроме преподавательской и общественной деятельности, много сил и времени было отдано Малицким научной и публицистической работе. Все произведения Павла Ивановича отличают ясность изложения, легкий язык и доступность.

Свои труды на исторические, краеведческие, богословские, общественные темы Павел Иванович часто публиковал на страницах Тульских епархиальных и губернских «Ведомостей», «Тульской старине», а также отдельными изданиями в виде книг и брошюр. Его «Руководство по истории Русской Церкви», написанное как пособие для семинарий, принесло П. И. Малицкому известность и премию имени митрополита Макария. Изданное при жизни автора четыре раза, оно было рекомендовано Учебным Комитетом при Святейшем Синоде и Министерством Народного Просвещения.

Трудно переоценить вклад Павла Ивановича Малицкого в изучение истории Тульского края. В ряду краеведческих очерков, посвященных старинным городам Тульщины, выделяется капитальный труд – «Приходы и церкви Тульской епархии». Знаменитая книга, по которой имя Малицкого известно и тем, кто о нем вообще ничего не знает! Довольно объемная (около 800 страниц), она имеет подзаголовок «извлечение из церковно-приходских летописей» и представляет собой подробное историко-географическое обозрение всех приходов и храмов Тульской епархии на конец XIX века. Вышедший в Туле в 1895 г. труд сразу стал известным и востребованным. В наше время востребованность его только растет. Уникальность для Тульского края и полнота изложения помноженные на разрушительное «наследие» советских лет делают эту книгу незаменимой в руках исследователей – историков, краеведов, генеалогов.

Важный и интересный момент – на обложке «Приходов и церквей» нет имени Малицкого ни в качестве автора, ни в качестве составителя. В предисловии сказано, что книгой занималась комиссия «составленная из преподавателей духовно-учебных заведений г. Тулы». Однако, это лишь свидетельство скромности и научной добросовестности Павла Ивановича. Да, он не был единственным автором, но был главным координатором, составителем, редактором и издателем этого коллективного труда. Поэтому приписываемое ему в обиходе авторство сборника не кажется большой несправедливостью.

Во второй половине 1890-х годов П. Малицкий женился на Елизавете Андреевне Дубровской (1876-1945). В браке родилось пятеро детей, из которых двое умерли во младенчестве. Семейная жизнь Малицких была благочестивой и мирной. Любимейшим праздником было Богоявление Господне, Крещение. Павел Иванович увлекался садоводством, прививал и скрещивал разные сорта плодовых деревьев. По осени плодами из его сада нагружался большой воз, и Елизавета Андреевна отправляла его арестантам в тульскую тюрьму.

В революционный 1917 год к прежним трудам уже немолодого П. И. Малицкого добавилось исполнения обязанностей редактора «Тульских епархиальных ведомостей». Жизнь страны стремительно менялась… Первый январский номер нового 1918 года вышел с передовицей и. о. редактора. «Жизнь русского народа пошла не христианским путем, — со скорбью писал Малицкий. – Русский народ, считавшийся народом-богоносцем, в погоне за житейскими благами как будто забыл Бога и Христа… Такой путь ведет нацию к моральному вырождению, к духовному одичанию, к духовной смерти»[5]. Слова Павла Ивановича Малицкого оказались пророческими.

Революционные события стали катастрофой и для духовного образования в России. По декрету от 20 февраля 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» духовная школа лишалась правовой, финансовой и материальной базы. Тульская Духовная семинария была закрыта. Все ее здания были переданы 17-й тульской пехотной школе комсостава. Преподаватели семинарии, как не нужные для нового «государственного строительства», оказались на улице.

Павел Иванович очень тяжело переживал происходившее. Отчаянно пытался спасти от разграбления семинарию. Он умер на руках у жены от побоев полученных им в семинарском дворе от строителей новой жизни. Годы спустя на вопрос внучки «от чего умер дедушка?», Елизавета Андреевна, пережившая лишенчество, конфискацию имущества и арест сына, уклончиво отвечала: «От революции».

В настоящее время здание Тульской Духовной семинарии передано Тульской епархии, часть трудов П. И. Малицкого переиздана. В 2004 году по решению Тульской городской Думы была установлена памятная доска на доме 42 по улице М. Смирнова (бывш. Фоминской), в котором до революции проживала семья Малицких.

Но, к сожалению, вскоре новыми владельцами дома памятная доска была снята и выброшена. Высеченное на камне имя «Павла Ивановича Малицкого (1851 — 1919), преподавателя Тульской духовной семинарии, историка-краеведа», видимо, ничего им не говорило. Подобранная доска была передана в семинарию сотрудниками музея «Тульский некрополь».

Практически ничего не говорит имя Малицкого и большинству читающих его работы, начинающих свои исследования с Малицкого, цитирующих его и заканчивающих им же. Свидетельством этого беспамятства служила до последнего времени могила Павла Ивановича, находившаяся на грани исчезновения.

Четыре года назад группа прихожан из Щекинского благочиния Белевской епархии решила привести в порядок семейное захоронение Малицких, находящееся на Всехсвятском кладбище. Оборвали траву, поправили еле заметные могильные холмики, покрасили крест… Однако вскоре стало ясно, что этих мер явно недостаточно: внучка Павла Ивановича – Людмила Алексеевна Малицкая умерла несколько лет назад, о других родственниках и потомках узнать ничего не удалось. Ухаживать за могилой фактически некому, а разовые акции не спасут памятного места. Тогда было принято решение о капитальном благоустройстве захоронения Малицких и о возведении достойного надгробия.

Проект этот реализовывался на частные пожертвования, благодаря отзывчивости и бескорыстной помощи разных людей. Отдельная благодарность – бывшему руководителю «Тульского некрополя» Панину Алексею Станиславовичу, передавшему нам записку с именами погребенных на семейном участке Малицких людей, собственноручно написанную внучкой Павла Ивановича – Людмилой Алексеевной Малицкой. Милость Божия, что имена эти (жены, тещи и двух умерших во младенчестве сыновей П. И.) не забылись и мы теперь имеем возможность поминать их.

…Когда-то Оптинский старец Варсонофий сказал, что «упадок и запустение обителей начинается с забвения их основателей и подвижников»[6]. Очевидно, что и возрождение святого дела христианского просвещения и воспитания должно начинаться с восстановления благодарной памяти о трудившихся на этом поприще прежде нас.

[1] Чествование преподавателя Тульской семинарии П. И. Малицкого по поводу исполнившегося 25-летия его службы// Тульские епархиальные ведомости. – 1904, № 1-2 (янв.), часть неоф. – С. 14-23. – С. 16-17.

[2] Там же, с. 19.

[3] Там же.

[4] М. В. Майоров. Самая знаменитая книга / Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей/ Изд. 2-е, испр. и доп./ Подготовка текста,  сост., табл., комм., посл.: М.В.Майоров; Комм.: М.В.Майоров, Т.В.Майорова. — Тула, Изд. дом «Пересвет», 2010. — 568 с., ил. — С. 562.

[5] От редакции// Тульские епархиальные ведомости. — 1918, № 1-4. — С. 1.

[6] Цит. по: Делатель неукоризненный. Жизнеописание схиигумена Оптиной Пустыни Гавриила (Виноградова, 1958-2005). Письма. Беседы. Воспоминания. — М.: «Странник», 2008. — 255 с. — С.64.

 

 

Поделиться: