logo
Тульская духовная семинария
Основана в 1801, возрождена в 2002 году.
Главная / Новости / Борьба с коронавирусом – шанс для духовного обновления человечества

Борьба с коронавирусом – шанс для духовного обновления человечества

Ректор Тульской духовной семинарии о праздновании Пасхи в эпоху коронавируса и не только.

 «БОГОСЛУЖЕНИЕ В ПУСТОМ ХРАМЕ ЗА ЗАКРЫТЫМИ ДВЕРЯМИ – СРОДНИ МОЛИТВЕ В КАТАКОМБАХ»

С ограничением доступа в храмы верующих меня стали спрашивать: а как это – служить в пустом храме? Это и в самом деле странное ощущение, когда в огромном соборе всего несколько священнослужителей, на клиросе поет немногочисленный хор, а в уголках храма молится два-три человека. Все остальное пространство – пустое. Для любого священника очень важно осознавать, что, стоя перед престолом Божиим, он возносит молитвы не только от себя, но и от лица всей общины – «о всех и за вся». Но когда прихожан нет, и там, где обычно стоят люди, – гулкая пустота, поневоле закрадывается мысль, что наступили новые времена, что-то изменилось. Но в чем смысл этих перемен?

Нам еще предстоит это осознать. В последние годы было много разговоров о том, что в церковной жизни появилось слишком много наносного и надо возвращаться к истокам христианства, к изначальным принципам устройства Церкви – чуть ли не в катакомбы. Так вот, богослужение в пустом храме за закрытыми дверями во многом и напоминает молитву в катакомбах – так, как это описывается в трудах историков древней Церкви. Действительно, в церковных службах участвуют только «верные» – священнослужители, а почти все наши прихожане вдруг попали в разряд «оглашенных» – то есть тех, кому не дозволено присутствовать при совершении таинства Евхаристии. Как будто в один момент, следуя литургическому призыву «Оглашенные изыдите, да никто от оглашенных!» – они покинули храм и больше не вернулись.

Уже раздаются голоса о том, что происходящее – не что иное, как скрытая форма гонений. Но для гонений мы все же находимся в слишком комфортных условиях: можем заказать еду с доставкой на дом, приятно провести время за любимым делом, в общении с родственниками. Правильнее было бы сказать, что изменен привычный нам темп жизни, для того чтобы мы вместе с классиком задумались над вопросом: «Русь, куда несешься ты?» Этот же вопрос неплохо было бы адресовать и самим себе. Мы постоянно жалуемся на нехватку времени, на стресс и тотальную занятость, и вдруг у нас появляется чудесная возможность побыть наедине с собой, спокойно помолиться Богу, оглянуться вокруг – а все ли я делаю правильно в этой жизни?

Такая возможность выпадает не часто. Давайте вспомним слова Христа: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:6). В такой сокровенной молитве нуждается каждый человек – и не в меньшей степени, чем в молитве соборной! Так что не стоит тратить время на конспирологию в надежде найти, как это теперь модно, некие закулисные центры силы, которые срежиссировали эту ситуацию. Гораздо полезнее в духовном плане будет обратиться от внешних вещей к своей внутренней жизни, и подобно древним христианам искать «Единого на потребу» – Христа Распятого и Воскресшего.

 

«КОРОНАВИРУС – ОБЩИЙ ВЫЗОВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ»

Поскольку как христиане мы веруем, что Божественный промысл является благим и всесовершенным, то и «коронакризис» может принести нам немалую пользу, в случае если мы сумеем правильно отнестись к возникшей ситуации, то есть сохраним себя от паники, ропота и осуждения, которые сейчас, к сожалению, проявляются весьма у многих. Так уж повелось на Руси, что если у нас нет ответа на вопрос, «что делать?», мы начинаем искать ответ на вопрос, «кто виноват?» И в первую очередь, конечно, ищем виновных среди представителей власти – как светской, так и церковной. Но в конце концов, надо понимать, что в условиях обрушившейся на нас всех пандемии искать адекватные решения приходится буквально на ходу.

В ситуации, когда остается еще много непонятного, ясно одно: губительное поветрие, охватившее ныне мир, словно новый Всемирный потоп, – действие особого Промысла Божия. Я бы даже назвал это прямым вмешательством Бога в жизнь всего человечества. COVID-2019 – это общая угроза для человечества, но это и чрезвычайно важное Божественное послание, обращенное ко всем нам. И хотя мы все теперь должны соблюдать «социальное дистанцирование», возникшая ситуация, как ни странно, может стать и стимулом для цивилизационного сближения.

Не секрет, что одним из самых мощных импульсов для объединения людей, принадлежащих разным культурным и духовным традициям, является осознаваемая ими общая угроза. Коронавирус – это и есть, безо всякого преувеличения, та самая глобальная угроза, и поиск путей ее преодоления может запустить механизмы сближения цивилизаций, существующих в совершенно разных системах координат, ведь этих механизмов сегодня так не хватает! Посмотрите, какую реакцию «у наших западных партнеров» вызвала отправка российской гуманитарной помощи в Италию. В самом деле, какой кошмар – страна НАТО получает помощь от потенциального противника! Но разве это не шаг к установлению новых принципов международных отношений – поверх идеологических штампов и стереотипов?

Возможно, это первый случай в мировой истории, когда все без исключения человечество столкнулось с угрозой такого масштаба, от нее сегодня не защищен никто. Даже в войнах, которые вошли в историю как мировые, были страны, которые смотрели на происходившие кровавые битвы со стороны, подсчитывая при этом свою прибыль. Но теперь никому не удастся отсидеться в окопе. И уже понятно, что справиться с этой угрозой мы сможем только сообща.

Известно, что коронавирус – это очень коварный враг, но при этом в смысле геостратегическом достаточно удобный. Почему? Да потому что он не имеет ни национальности, ни религиозных убеждений, ни политических взглядов. То есть, он не способен разделить нас по тем традиционным линиям водораздела, по которым люди обычно отгораживаются друг от друга. Мы ведь все время делимся – то по национальности, то по политическим и религиозным взглядам, то по разным новым типам идентичности, о некоторых из которых даже не хочется упоминать. Борьба с коронавирусом, на самом деле, это большой шанс – направить совокупную энергию человечества в конструктивное русло, создать серьезный стимул для преодоления закоренелых противоречий, запустить программу духовного обновления человечества.

Попуская такое серьезное испытание для мира, Господь как бы посылает нам очень важный сигнал: хватит бесконечно враждовать – учитесь договариваться, протягивайте друг другу руку помощи, хотя бы перед лицом общего врага! По крайней мере, именно такая трактовка событий мне представляется наиболее оправданной с религиозной точки зрения.

 

«У ЦЕРКВИ ЕСТЬ АРСЕНАЛ ВСЕХ НЕОБХОДИМЫХ СРЕДСТВ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ ВСЕМ, НУЖДАЮЩИМСЯ В ДУХОВНОЙ ПОДДЕРЖКЕ»

Еще один вопрос, который особенно часто приходится слышать сейчас, в наиболее важные дни церковного года: как праздновать Пасху без церковной службы, без привычного многим крестного хода и освящения пасхальных яств?

Нужно понимать, что ситуация, в которой мы все оказались, совершенно беспрецедентная и запрет мирянам участвовать в богослужениях – это, конечно, вынужденная мера. Современными христианами невозможность причаститься в день Светлого Христова воскресения воспринимается как большая печаль, хотя священнослужители более старшего поколения еще помнят времена, когда причащаться на Пасху было не принято, и никто особенно из-за этого не расстраивался. В Синодальный период и вовсе причащались один раз в год (главным образом, в Великий Четверг), и ничего – жили так больше двух столетий. Так что времена бывали разные и традиции разные.

При этом готов предположить, что, если ситуация с коронавирусом продлится дольше, чем ожидается, священноначалие обязательно примет меры, благодаря которым верующие получат возможность причащаться – или при соблюдении особых условий в храме, или на дому. Собственно, уже сейчас священники приходят к людям домой со Святыми Дарами, но если таких вызовов будет слишком много, то нельзя исключать, что возродится и древний церковный обычай, когда верующие получали в храме Святые Дары и самостоятельно причащались дома. Конечно, это должны быть очень ответственные христиане, но, к счастью, таких людей сейчас немало.

Такая практика была известна Древней Церкви – в частности, ею активно пользовались монашествующие до тех пор, пока не возникла традиция рукополагать монахов в священный сан. Нужно иметь в виду, что у Церкви есть арсенал всех необходимых средств, чтобы несмотря на карантин прийти на помощь всем, кто нуждается в духовной поддержке.

Ситуация повсеместного распространения вредоносного поветрия сделала актуальной и тему использования дистанционных технологий в пастырской практике. Думаю, здесь есть, что обсудить, и прежде чем раздадутся голоса, что «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда», хотел бы напомнить, что у нас в России дистанционными технологиями вполне эффективно пользуется некая сектантская группа, базирующаяся в Татарстане, но при этом сумевшая вовлечь в орбиту своего влияния огромное количество людей не только в России, но и во всем мире. Значит, Православная Церковь должна дать достойный ответ и на этом поле, противопоставляя в интернет-пространстве псевдоправославным практикам здравое учение.

Нужно помнить, что та или иная форма бытования церковного Предания, даже устоявшаяся веками, не может быть важнее его содержания. Вот, например, сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда человек находится на самоизоляции или в инфекционной больнице, особенно если он смертельно болен. Нужно ли подвергать опасности заражения священника, приглашая его непременно для совершения таинства исповеди в присутствии такого больного? Другая ситуация – когда множество наших сограждан оказалось за рубежом, они не могут вернуться домой. Предположим, кому-то из них стало плохо, кто-то, не дай Бог, находится при смерти, а кто-то в святые дни Страстной седмицы и Пасхи, если уж не может причаститься, то чувствует потребность исповедоваться. При этом далеко не везде в мире есть приходы Русской Православной Церкви. Почему в подобных случаях нельзя связаться по телефону или по «Скайпу» с духовником и покаяться в грехах?

Понятно, что подобные вопросы должны обсуждаться соборно, на общецерковном уровне, но сегодняшняя ситуация выдвигает их во множестве. В конце концов, когда появилось электричество, многие священники были категорически против использования электрического освещения в храмах. А сейчас нам даже странно, что у кого-то когда-то это могло вызвать протест. К тому же надо иметь в виду, что молодое поколение наших прихожан не просто не боится использования гаджетов и удаленных средств связи, а попросту уже не представляет своей жизни без этого. И об этих душах мы тоже должны иметь попечение – ведь и на них распространяется пастырская ответственность нашей Церкви.

Одним словом, ситуации, подобные нынешней, поневоле заставляют нас задуматься о тех вещах, которые при обычном ритме жизни мы чаще всего отодвигаем на второй план.

Христос воскресе!

Игумен Евфимий (Моисеев)

Фото: информационный отдел Тульской епархии

Поделиться: