8 сентября. «Вечность мгновения»
В Тульской духовной семинарии открылась выставка живописи Заслуженного художника России Николая Ивановича Зудова «Вечность мгновения», организованная епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор».
В выставочном зале семинарии собрались семинаристы и преподаватели ТулДС, сотрудники Тульского областного художественного музея, друзья Николая Зудова – скульпторы, Тульские художники. В полном составе прибыло Новомосковское отделение Союза художников России.
– Название выставки «Вечность мгновения» передаёт удивительное качество автора этих работ: способность увидеть мгновение и его путь в вечность, запечатлеть те главные моменты жизни, которые навсегда остаются в памяти. Порой мы за какими-то «глобальными» вещами этих моментов не замечаем, – говорит, представляя художника, директор центра «Фавор» Марина Александровна Михалёва.
Многое связывает Николая Ивановича с тульской землей. Он родился в Архангельске, но с одиннадцатилетнего возраста живёт в Тульской области, а первые шаги в живописи делал в изостудии дома пионеров города Донского, откуда вышли многие замечательные художники. По окончании Ярославского художественного училища он поступил в МГХИ имени Сурикова, где занимался в мастерской монументальной живописи профессора Клавдии Александровны Тутеволь. На первых же выставках талантливого юношу заметили специалисты, и он был приглашён в Творческую мастерскую живописи Академии художеств СССР для стажировки у академиков братьев Ткачёвых. В 1980 году Николай Зудов стал членом Союза художников. Он постоянно участвует в региональных, всероссийских и международных выставках. Его работы хранятся в художественных музеях Красноярска, Серпухова, Тарусы, Рязани, Коломны, Абакана и частных коллекциях…
Поздравила художника с открытием выставки директор Тульского областного художественного музея Людмила Германовна Черезова:
– Благодаря семинарии и культурно-просветительскому центру «Фавор» расширяется круг художественного общения. Он не замыкается рамками музея или выставочного зала, а распространяется всё шире, и вот теперь в семинарии мы видим прекрасные образцы современного живописного искусства, которое представляет Николай Зудов. Хочется пожелать художнику новых творческих успехов, а Марине Александровне – хороших, верных помощников. Художественный музей всегда готов сотрудничать с семинарией. Будем взаимно друг друга обогащать – надеюсь, у нас это получится.
Студент ТулДС Георгий Сакович, вместе с другими семинаристами принимавший участие в оформлении выставки, отметил, что художнику удивительным образом удаётся передать восхищение красотой природы – прекрасного творения Божия. Его картины несут радость и умиротворение.
Член Союза художников России Сергей Передиреев предложил поаплодировать художнику, выразив тем самым отношение к его творчеству.
…Каждую картину хочется рассматривать подолгу, снова и снова возвращаясь, всё глубже погружаясь в созданный художником мир. Мартовский вечер в лесу, зимний солнечный день, бескрайнее поле подсолнухов, городская окраина в конце зимы… Разное время года и суток, разное освещение и состояние природы, каждый раз – особая, неповторимая атмосфера, и везде – радость бытия.
Храмы, памятники архитектуры, неприметные городские постройки органично вписываются в мир живой природы – это «Следы веков», «У старых ворот», «Осень в Истомино»… Самые простые сюжеты наполняются порой глубоким символическим подтекстом, как в пейзаже «Дорога к храму» или «Зима в провинции», где художник смотрит на покрытые снегом крыши с высоты птичьего полёта. Картины, выполненные сдержанными выразительными средствами, создают ощущение реального – и вневременного пространства. Это и окраины Серпухова, и живописные места на Оке, в Тарусе…
Ещё одна грань таланта Николая Зудова – натюрморты. Художник не копирует натуру, а преображает её, вызывая ощущение смысловой наполненности предметного мира. «Яблочный Спас», «Грибы и красная смородина»… Сочные краски, воплощающие радость жизни.
Невозможно не остановиться надолго перед картиной «Дождь прошёл». Это портрет ребёнка – он удивлённо смотрит на мир сквозь оконное стекло, на котором ещё не высохли дождевые капли. Совсем иначе написан «Автопортрет», где художник пристально вглядывается в себя в поиске ответов на какие-то сокровенные, только ему известные вопросы.
Из выставочного зала мы спускаемся в «красную гостиную», где размещены другие работы мастера, умеющего запечатлеть мгновение на его пути в вечность.
Марина Горчакова
Фото: Сергей Макшанов