6 июня. «Пушкин – гений XXI века»
В день рождения Пушкина гостями Тульской духовной семинарии стали будущие лицеисты – дети, поступившие в 5-й класс тульского лицея № 2 имени Б. А. Слободскова.
Директор епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», заведующая музейным фондом Церковно-археологического кабинета ТулДС Марина Александровна Михалева рассказала пятиклассникам о сокровищах семинарского музея, показала старинные книги и иконы. Оказавшись в знаменитой семинарской «красной гостиной», лицеисты ощутили себя в атмосфере позапрошлого века. И тогда речь зашла, конечно же, о Пушкине.
Дети поступили в лицей из разных школ, им ещё только предстоит подружиться, поближе познакомиться друг с другом, с педагогами – и с Пушкиным.
Разговор о «солнце русской поэзии» Марина Александровна ведёт с будущими лицеистами без всякого снисхождения к их «нежному» возрасту – и попадает в точку: детям интересно, они слушают незнакомые строки, вспоминают знакомые, а на вопрос о том, какому веку принадлежит творчество Пушкина, отвечают, что он – «поэт любого века».
– Неужели – любого? И четырнадцатого – тоже? – не соглашается Марина Александровна.
– И четырнадцатого, – отстаивает свою точку зрения будущий лицеист Леонид, – четырнадцатый век его готовил. А вообще-то Пушкин – поэт двадцать первого века, потому что наш век хочет помолчать и подумать, и в этом ему помогает Пушкин.
– Век обилия информации хочет помолчать?!
– Да, именно поэтому он хочет помолчать…
… Разве этот диалог не убеждает в том, что в лицей № 2 поступают настоящие юные дарования, в том числе будущие филологи и философы?
Между тем погружение в атмосферу пушкинской эпохи продолжается. Чтобы окончательно почувствовать себя современниками Александра Сергеевича, ребята пробуют писать гусиными перьями, припасенными на этот случай в ЦАКе. Оказывается, это несколько сложнее, чем делать то же самое с помощью гелевых ручек.
Завершают путешествие во времени «дворянские забавы» – салонные игры XIX века. На первый взгляд, простые, незатейливые, они во многом поучительны. Вот, к примеру, игра «Зеркало», когда ты должен с точностью повторить движения и мимику стоящего напротив человека. Марина Александровна объясняет, что эта игра учит тому, чтобы, видя чьи-то дурные поступки и давая им соответствующую оценку, не осуждать самого человека.
Прощаясь с семинарией, будущие лицеисты уносят с собой массу новых впечатлений и поводов для размышлений, которым, может быть, и найдется время в пору долгих беззаботных каникул.
Марина Горчакова
Фото Александра Морозова