22 мая. «Осторожно: псевдоправославие!»
В рамках миссионерской программы «Осторожно: псевдоправославие» состоялась встреча студентов Тульской духовной семинарии с заместителем руководителя епархиального Миссионерского отдела Алексеем Ярасовым. Речь шла о наводнившей книжные магазины, а порой и церковные лавки литературе, которая, маскируясь под православную, ничего общего с Православием не имеет.
Среди таких псевдоправославных изданий – акафисты Ивану Грозному, изданные в Москве, но привезённые паломниками с Афона, где их бесплатно раздавали всем желающим.
Огромное количество книг издается об «иеросхимонахе» Сампсоне (Сиверсе) его последователями, которые самочинно продвигают почитание старца и добиваются его канонизации. Однако, как рассказал семинаристам Алексей, в канонизации было отказано на основании открывшихся архивных данных, которые свидетельствуют о том, что в 1036 году иеросхимонах Сампсон письменно отрекся от священного сана, но продолжал служить (по канонам Православной Церкви сан после отречения не может быть восстановлен). Вымышленной оказалась и его биография, растиражированная многочисленными изданиями.
Не менее известен культ пензенского старца Алексея. Книги о нём, изданные огромными тиражами, основаны на вымысле, фольклоре и суевериях. Издавались они, как значится на форзаце, по благословению неких старцев, при этом ни одного имени не названо. Почитатели называют старца «схиигуменом», хотя никаких сведений о его постриге и рукоположении нет, да и не могло быть, так как с детства Михаил (таково настоящее имя «старца») был тяжело болен, практически неподвижен и не обладал членораздельной речью, а такое состояние является каноническим препятствием для принятия священного сана.
Почитание Славика Чеборкульского – ещё один культ, породивший массу псевдоправославной литературы. Известность к мальчику, умершему в отроческом возрасте и именуемому не иначе, как «святой отрок Вячеслав», пришла после издания его матерью книги воспоминаний, озаглавленной «Чудеса и предсказания отрока Славика», и ряда других книг, распространявшихся в том числе и через сеть церковных лавок. Эти книги достаточно широко рекламировались как «православные»; некоторые из них даже имеют благословения, полученные обманным путем.
Среди авторов, чьи произведения Церковь читать категорически не рекомендует, – иеромонах Авель Семёнов. Одна из его книг – «Схиархимандрит Христофор» – полна вымысла и противоречий. Автор предписывает отцу архимандриту такие слова и поучения, о которых никто из многочисленных чад отца Христофора никогда не слышал. Другая книга – «Знамение пререкаемо» – описывает ужасы последних времен и внедрение чипов верующим. Снят Авелем и фильм «Соль земли», где он рассказывает о скорбях и болезнях тех, кто принял паспорт и ИНН.
Алексей Ярасов отметил, что история с отказом от паспортов не нова, она уходит корнями в далёкое прошлое. До революции в России была секта «бегунов» – люди бежали в леса, чтобы не брать паспорта. Эта идея: «Лучше умру, чем возьму паспорт», – была близка и старообрядцам, и последователям учения американских пятидесятников.
Авель Семёнов – один из идеологов секты «царебожников» – учения, последователи которого исповедуют ключевую роль царя как посредника между Богом и людьми, прямого проводника воли Божией, обладающего непогрешимостью в делах правления. Согласно этому учению, каждый православный царь является видимым главой Церкви, избранным ходатаем за народ и несёт особое служение «удерживающего» мир от антихриста. Особая роль в этом учении уделяется св. царю Николаю II – он является «искупителем России», повторившим подвиг Христа, Его искупительную жертву. Также царебожники исповедуют близкий конец света и скорое пришествие антихриста Признаками апостасии служат введение ИНН, штрих-кодов, новых паспортов, УЭК, любых электронных баз данных и удостоверений личности, которые трактуются ими как «печать антихриста». Последователями этого учения издано огромное количество книг.
Рассказал Алексей Ярасов и о культе Григория Распутина, которому посвящаются акафисты, пишутся иконы; выпущена книга «Оклеветанный старец», а также о других псевдокультах – Пелагии Рязанской, Старца Антония, призывавшего крестить загубленных в материнском чреве младенцев, старца Иеронима, которому множество высказываний приписано его последователями в изданной ими книге; об акафисте Игорю Талькову, «замироточившей» иконе Путина, «канонизированного» при жизни, и о многом другом.
Лучшим ориентиром в море издаваемой сегодня литературы представитель миссионерского отдела назвал гриф Издательского совета РПЦ, который является гарантом того, что книга полностью соответствует православному вероучению.
В заключение встречи Алексей Ярасов ответил на вопросы семинаристов.
Марина Горчакова
Фото Сергея Макшанова