logo
Тульская духовная семинария
Основана в 1801, возрождена в 2002 году.
Главная / Конференции и семинары / 15 декабря. Нравственность -  фундамент жизни

15 декабря. Нравственность —  фундамент жизни

В работе XII образовательных Рождественских чтений Узловского района, состоявшихся во Дворце детского и юношеского творчества города Узловая,  приняли участие представители Тульской духовной семинарии.

Традиционные Рождественские образовательные чтения, посвященные в этом году теме «Нравственные ценности и будущее человечества»,  объединили  духовенство благочиния, представителей Комитета образования и Центра методического обеспечения Узловского района, преподавателей общеобразовательных учреждений и воскресных школ,  педагогов дополнительного образования, общественников и школьников.  Участников пленарного заседания приветствовал игумен Силуан (Ершов), благочинный Узловского благочиния, который отметил, что очередные Рождественские образовательные чтения – это одна из действенных форм  соработничества Церкви с педагогическим сообществом, родителями и общественностью на ниве духовного воспитания и образования подрастающего поколения, помогающая  в итоге  совместными усилиями задать детям правильные жизненные ориентиры  и найти ответы на важные вопросы.

Выступившая следом Ольга Викторовна Живова, директор Муниципального казенного  учреждения «Центр методического обеспечения», поделилась радостью от того, что в работе церковно-общественного форума участвуют не только взрослые, но также дети и подростки – те, кому предстоит определять ближайшее будущее нашей страны.

В ходе пленарного заседания вниманию участников было предложено несколько выступлений, в которых вечные темы  прошлого, настоящего и, а главное —  будущего —  мира и нашей страны, рассмотренные в  нравственных и духовных аспектах, стали предметами для  дальнейшего заинтересованного обсуждения.

Протоиерей Дионисий Венюков, заведующий кафедрой богословских дисциплин Тульской духовной семинарии, кандидат богословия, предложил участникам Чтений порассуждать о том, как информационные достижения влияют на  жизнь и сознание человека.

«Исторически человечество неумолимо  движется по пути технического прогресса, накопления знаний и научного опыта, владения коммуникаций и инфраструктур, тотальной автоматизации всех сторон жизни, — подчеркнул он.- А между тем внутри себя человек остается все тем же, что и сто, и тысячу лет назад. У него, кроме рассудка, обремененного знаниями, есть еще живая душа, есть сердце, способное чувствовать, переживать, сострадать, есть совесть, которую уж точно нельзя оцифровать и автоматизировать»

Отец Дионисий вкратце обрисовал произошедший практически на наших глазах стремительный скачок в представлении человечества об информации и технологиях ее обработки, принесший в нашу жизнь персональные компьютеры, разнообразные девайсы и гаджеты, а также опутавшую весь мир сеть интернет, но и рассмотрел положительные и отрицательные стороны «цифровой эры».

Так, с одной стороны, благодаря кибертехнологиям и компьютерному программированию, значительно упростились сложнейшие процедуры обработки огромных массивов данных, что находит свое применение в производственных процессах  во всех отраслях промышленности. Более того, компьютерные средства и программы используются во многих профессиональных сферах, включая систему образования, где стали привычными электронные школьные дневники, дистанционные  и интерактивные системы обучения.

С другой стороны, при всей электронной оснащенности, наша жизнь не стала легче или проще, не стала спокойнее, даже, скорее, наоборот, о чем говорит нарастающая в обществе степень тревожности и агрессивности.  При этом люди старшего поколения, плохо ориентирующиеся в новой «цифровой» реальности,  чувствуют себя потерянными в жизни. Молодежь же, напротив, все больше общается с электронными гаджетами, нежели друг с другом. И даже, если и  собирается  вместе, то каждый  продолжает смотреть в свой телефон. Не говоря уже о том, сколько времени тратится  впустую в социальных сетях, вместо того, чтобы провести его в  общении с родными, со сверстниками,  с детьми, которые все меньше играют во дворах, но все больше просиживают за мониторами и экранами, погруженные в виртуальную реальность.

«Все, к чему прикасается человек в своей жизни, со временем начинает служить его потребностям, — произнес в заключение отец Дионисий.- Но и сам человек не остаётся прежним. Окруженный бездушными слугами он тоже меняется, становится немного бездушным, расчеловечивается. Хотелось бы, чтобы мы помнили и знали о такой опасности, которая актуальна как никогда раньше,  и по возможности не допускали себя обмануть».

С интересом присутствующие отнеслись к эмоциональному, наполненному живым словом русской поэзии, выступлению Олега Михайловича Сенина, преподавателя Тульской духовной семинарии, магистра богословия, литератора, заместителя председателя Тульского отделения Общества русской словесности, на тему: «Возрождение интереса к духовно-культурной традиции – залог будущего нашей молодежи».

Особый акцент в своем обращении к  наставникам подрастающего поколения – священникам, педагогам, воспитателям – он сделал  на том, насколько важно  донести до подрастающего поколения свет Рождества Христова, под знаком которого проходит каждый год образовательный церковно-общественный форум,  свет,  явленный  Богочеловеком — Господом  наш Иисусом Христом.

«Как же нам при краткости и бренности нашей жизни осмыслить самим и передать нашим детям  понимание  того, что жизнь – это данный Богом дар, который можно или расточить или употребить на воссоздание в себе образа Божия, к чему нас призывает Церковь и Священное Писание? Как нам уберечь детей от шалых ветров вседозволенности, соблазнов, которые проникнуты духом того, кто не от Бога, а от врага? – задался вопросом выступающий.– Главное – это помнить, что на уроках литературы, истории нам, педагогам, необходимо держаться не только текстов учебников, но и постоянно обращаться к духоносной матрице, лежащей в основе нашей  православной цивилизации. Вся наша святоотеческая литература, история проникнуты вектором, когда Православная Церковь и все  вокруг нее,  было пронизано высоким идеалом Святой Руси, жило стремлением к нему».

В завершение Олег Сенин призвал взрослых, занимающихся нравственным воспитанием детей, в общении с ними избегать менторства и формального подхода. А по-настоящему это возможно, только если в жизни самих родителей, педагогов, наставников, есть место Христу, о чем замечательно сказал  Федор Тютчев: «Нам не дано предугадать, / Как слово наше отзовется — / И нам сочувствие дается, как нам дается благодать».

«Спасительная сила от Бога, именуемая благодатью,  дается нам, если  мы обращаемся к Господу с покаянием и молитвой, — продолжил он. —  Ведь наш Бог – Бог Любви, и мы дороги Ему как дети. Если наши дети нам также дороги, хотя бы отчасти, и мы имеем к ним сочувствие и хотим, чтобы они обрели свет Христовой любви, то это залог того, что они пронесут крупицу добра и веры, заложенную в их души учителями, родителями, священниками».

Приятным моментом стало награждение и чествование  Олега Сенина как победителя состоявшегося в ноябре нынешнего года Открытого литературного конкурса «Преображение», проведенного по благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор» в третий раз.  Рассказ Олега Михайловича «Заступница Усердная» был единодушно признан жюри лучшим в номинации «Проза», что и засвидетельствовал врученный ему Мариной Михалевой  Диплом, подписанный владыкой Алексием.

«История: Прогресс или Преображение» — так звучит тема сообщения, которое представила вниманию собравшихся преподаватель Тульской духовной семинарии, заведующая Церковно-археологическим кабинетом, директор Епархиального культурно-просветительского центра «Фавор» Марина Александровна Михалёва.

В первую очередь она, прибегнув к авторитетным источникам, пояснила, что  само понятие «прогресс» применительно к историческому процессу возникло в 18 веке, и было отнесено в целом к понятию эволюции любых форм жизни, включая органические. Именно такое определение прогресса вошло во все исторические западные учебники. Современные философы также отмечают, что прогресс – это усложнение общественной жизни, имеющее множество положительных факторов — от развития производительных сил до всех сфер культуры, заканчивая гуманизацией общества. Однако при этом те же самые авторы констатируют, что прогресс несет с собой увеличение нервно-психических нагрузок, смещение ценностей, но самое страшное – растущее чувство бессилия индивида перед достижениями современной цивилизации.

Но, может быть, тогда история – это преображение? В поисках ответа на этот непростой вопрос Марина Александровна обратилась к наследию выдающихся русских литераторов 19 века, являющихся к тому же выдающимися религиозными мыслителями. Так, были представлены порой противоречащие друг другу воззрения Александра Герцена, Льва Толстого, Федора Достоевского на исторический процесс, подчинение его определенному замыслу, или же Божиему Промыслу, месту и роли в истории человека, его личности.

В качестве своеобразного итога этой интересной дискуссии прозвучали слова известного русского философа Льва Карсавина: «Традиционная схема прогресса-регресса удовлетворительного выхода дать не может. Вполне в сфере нашей христианской жизни и нашей христианской истории мы выдвигаем центральное значение личности Господа Иисуса Христа и понимаем исторический процесс как развитие Христовой Церкви. Нам приходится выбирать между служением двойной истине и последовательностью религиозно-философской точке зрения. Что выбирает христианин? Если религия – это только частное дело, это только совокупность неопределенных и неопределимых чувствований, это всего лишь «вера», которая безразлична к науке и для науки, то это всегда к нашей духовной смерти. А если Христос Истина и Жизнь, то тогда Он и наша история. Во Христе мы переживаем не внутренний прогресс, мы во Христе и в Церкви Христовой переживаем преображение».

«Я думаю, что эта точка зрения вряд ли будет принята историками, занимающимися только фактологией, но которую воспримет с открытой душой и готовностью каждый христианин, — резюмировала Марина Александровна.- И где, как ни на Рождественских чтениях, уместно еще раз напомнить, что вся наша история, каждое событие нашей человеческой жизни совершается по Промыслу Божиему. И если мы это осознаем, то проблема прогресса для нас уже не важна, первостепенное значение приобретает преображение человеческой души и Церковного сообщества».

В ходе пленарного заседания также выступили протоиерей Игорь Киров, помощник благочинного Узловского района по образованию и катехизации, который обратился  к центральной теме форума  «Нравственность как условие выживания человечества», и Светлана Цицерская, руководитель благотворительного фонда защиты материнства и детства «Чудо жизни», осветившая актуальную проблему вспомогательных репродуктивных технологий и биоэтики.

Работа Рождественских образовательных чтений продолжилась на пяти тематических площадках: «Информационные технологии и человек»; «Литература и искусство будущего. Нравственные ориентиры и судьбы человечества»; «Нравственные и духовные ориентиры на уроках истории. Перспективы»; «Моральные ценности и их место в жизни общества и личности»; «Биотехнологии и нравственные ценности. Взгляд в будущее».

Тематические секции прошли в формате круглых столов за дружеским чаепитием при непосредственном участии духовенства Узловского благочиния, докладчиков пленара, работников образовательной сферы, представителей общественных  организаций, и, конечно, учащихся самых разных школ и возрастов.

В ходе дальнейшего общения участники Рождественских образовательных чтений еще раз убедились в необходимости подобной масштабной дискуссионной площадки, позволяющей обсудить наболевшие вопросы образования в духе традиционных ценностей, духовно-нравственного и гражданского воспитания молодежи с православной точки зрения.

Марина Полянская.

Фото автора.

 

Поделиться: