14 октября. На экскурсию в Поленово
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы, после Божественной литургии в кафедральном Всехсвятском соборе студенты Тульской духовной семинарии отправились на экскурсию в Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова.
Незадолго до этого в семинарии открылась и по сей день действует выставка «Евангельские мотивы в творчестве Поленова». На открытии выставки со студентами, преподавателями и гостями ТулДС встретилась Наталия Николаевна Грамолина, долгие годы возглавлявшая музей, ныне – заместитель директора по научной работе. Её рассказ о художнике и его творчестве был ярким и увлекательным, а в завершение встречи Наталия Николаевна пригласила семинаристов посетить музей. Приглашение было принято с радостью.
В солнечный день золотой осени студенты с проректором ТулДС по воспитательной работе игуменом Алексием приехали в Поленово, чтобы поближе познакомиться с творчеством художника, увидеть окские просторы, где он жил и творил, окунулись в уют усадьбы, узнать о её традициях.
Практически все в Поленово построено по проектам самого Василия Дмитриевича. Его авторству принадлежит и Троицкая церковь, расположенная в селе Бёхово, которую и посетили семинаристы в первую очередь.
Построенная и освященная в 1907 году, Троицкая церковь по своему облику созвучна окскому пейзажу и удивительным образом вписывается в него. В 30-е годы прошлого века она была закрыта и частично разрушена. Осенью 1941-го, когда линия фронта проходила через Поленово и Бёхово, храм сильно пострадал. Позднее он был полностью восстановлен и взят под охрану государством. В советское время в здании размещался выставочный зал музея, а с 1990 года в храме возобновились службы.
Осенью поленовская усадьба особенно живописна, она сохранилась до наших дней почти в первозданном виде. Всю жизнь Василий Дмитриевич мечтал сделать искусство как можно ближе и понятнее народу. Эта мечта и подтолкнула его к созданию «дома над Окой». С момента своего основания усадьба никогда не пустовала, здесь гостили известные художники, артисты, музыканты, проводились экскурсии и выставки.
Усадьба включает в себя несколько зданий, у каждого из них – своё название: Большой дом, где жила семья; Аббатство, в котором размещалась мастерская художника, а теперь проходят спектакли и музыкальные вечера; Адмиралтейство – когда-то там хранились лодки и снасти, а теперь демонстрируется уникальная работа художника – диорама; Город мастеров – новое большое здание с выставочным залом, мастерскими, художественными студиями.
Большой дом – белый, трёхэтажный, расположенный на вершине холма над Окой – полностью сохранил свой первоначальный вид. Как и всё здесь, он создавался по проекту самого художника. Устройство дома, его интерьеры отражают поленовское представление об идеальном устройстве мира, его гармонии. Огромные окна зрительно уничтожают плоскость стены и делают очень хрупкой грань между миром природы и миром дома. Идея взаимосвязи и неделимость двух миров – часть архитектурного замысла, наполненного глубоким философским смыслом.
На первом этаже располагаются Столовая, Библиотека, Кабинет и Портретная. Экскурсовод обращает внимание семинаристов на то, что облик комнат определяется не только пространством интерьера, но и расположением окон. Окно Библиотеки расположено на одной оси с дверью; окна и двери Столовой и Кабинета находятся на одной линии. Все эти осевые линии сходятся в одной точке – у подножия лестницы, ведущей на второй этаж, усиливая впечатление устремлённости вверх.
Первый этаж в доме Поленовых всегда был музеем. После 1945 года на втором этаже дома решением семьи Поленовых две комнаты – Мастерская и Пейзажная – были отданы работам Василия Дмитриевича.
По общему признанию семинаристов, всем им жалко было расставаться с этим удивительным местом, с усадьбой, с живописным окским пейзажем, с дорожками в обрамлении золотой шуршащей листвы. Уезжали с надеждой на то, что дружба с поленовским музеем продлится, что посетить его придётся ещё не один раз.
Марина Горчакова
Фото Валентина Елисеева