«Миссионерский щит веры»
Открытие выставки «Миссионерский щит веры» в Тульской духовной семинарии приурочено ко дню прославления святителя Иннокентия Московского – «апостола Америки и Сибири».
45 лет отдал святитель Иннокентий делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края, совершая свой апостольский подвиг в суровых условиях, с большими опасностями для жизни. Святитель Иннокентий крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни.
Эпиграфом к выставке «Миссионерский щит веры» стали слова Спасителя из Евангелия от Матфея: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф. 28:10). Основу экспозиции составляет миссионерская литература из фондов семинарского Церковно-археологического кабинета.
Открывают выставку несколько выпусков «Православного Благовестника» – журнала, издававшегося с 1893 года Православным миссионерским обществом в Москве под редакцией Н. Комарова, по две книжки в месяц.
Представлено здесь и жизнеописание архимандрита Макария (Глухарёва), выдающегося церковного деятеля ХІХ века, основателя и первого руководителя Алтайской миссии (1830 – 1843 гг.), переводчика Священного Писания Ветхого Завета на русский язык.
Интересные сведения содержит предложенный вниманию посетителей выставки труд магистра богословия протоиерея Евфимия Остромысленского «Разговор священника с молоканином о поклонении святым иконам», выпущенный в Санкт-Петербурге в 1841 году. Молокане были признаны в Российской империи одной из самых вредных сект и преследовались государством.
Изданная в 1899 году книга «Западная Русь в борьбе за веру и народность» (составитель И.И. Малышевский) охватывает период истории от первых галицко-волынских и литовско-русских князей до присоединения Украины к России.
Издание 1908 года под названием «Баптисты, бегуны, духоборцы, Л.Толстой о скопчестве, павловцы, поморцы, старообрядцы, скопцы, штундисты» содержит материалы по истории русского сектантства и раскола. Интересно, что составитель этого издания – будущий биограф Ленина Владимир Бонч-Бруевич.
Не может не вызвать интереса и представленный на выставке труд профессора МДА Александра Беляева «О безбожии и антихристе», выпущенный в Сергиевом Посаде в 1898 году.
Автор книги «Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских и лжеучений с прибавлением: Голос истинной науки в обличении «философского безбожия», увидевшей свет в Санкт-Петербурге в 1910 году – протоиерей, миссионер, а в период работы над книгой – диакон Иоанн Смолин. Эта книга, написанная в 1903 году, до Первой мировой войны выдержала пять изданий.
Невозможно обойти вниманием и труд святителя Димитрия Ростовского «Розыск о раскольничьей брынской вере» (1709 г.), где речь идёт о старообрядцах, о раскольничьих скитах в брынских лесах, откуда расколоучители поставлялись в другие уезды России; о влиянии старой веры на местное население.
Все эти издания вызывают большой интерес у студентов семинарии. После закрытия выставки семинаристы смогут подробнее ознакомиться с ними в Церковно-археологическом кабинете ТулДС.