11 сентября «Пьянство – начало безбожия…»
В соответствии с методическими рекомендациями Учебного Комитета Русской Православной Церкви 10- 11 сентября в Тульской духовной семинарии был проведён ряд мероприятий, посвящённых Дню Трезвости. Они были организованы преподавателем православной педагогики и психологии, кандидатом философских наук Любовью Викторовной Савиной.
10 сентября семинаристы приняли участие в мероприятиях, посвящённых Дню Трезвости, в тульском храме святого благоверного князя Александра Невского. Студенты молились за Божественной Литургией, участвовали в молебне о страждущих от недуга пьянства.
По окончании богослужения семинаристы активно включились в спортивные игры, которые начались на территории храма. Праздник завершился праздничным чаепитием на свежем воздухе и концертом.
Мероприятия, посвящённые Дню Трезвости, продолжились в стенах Тульской Духовной семинарии. Студенты вспомнили историю Дня Трезвости, учреждённого Святейшим Синодом ещё в 1913 году, но в годы лихолетий минувшего века забытого. Традиция возобновилась только в 2014 году, когда Священный Синод Русской Православной Церкви установил День Трезвости 11 сентября – в день памяти Усекновения главы Пророка, Крестителя и Предтечи Господня Иоанна.
Под руководством Любови Викторовны Савиной семинаристами старших курсов были подготовлены доклады и сообщения, с которыми они познакомили вех обучающихся в ТулДС.
В сообщении на тему «Духовные основы трезвости. Трезвение как добродетель христианина» студент 5-го курса специалитета ТулДС Николай Шевчук отметил, что слово «трезвость» (отказ от спиртного) и «трезвение» (духовная добродетель) являются однокоренными и имеют тесную смысловую связь. Трезвение состоит в непрестанном бодрствовании над собой, молитве, внимании, хранении себя от всякого греховного помысла, чувства и желания. Именно от трезвения берет свое начало трезвость, ведь богомыслие несовместимо с состоянием алкогольного опьянения. Пьянство – бич нашего времени, это лишение себя жизни – как телесной, временной, так и вечной, небесной. Оно имеет самые тяжелые последствия, потому что лишает человека самого главного – образа Божия.
На «круглом столе» с докладом «Организация обществ трезвости» выступил студент 5-го курса специалитета Александр Дубровский. Рассмотрев вопрос об организации общества трезвости на современном приходе силами священников и мирян по благословению правящего архиерея, он подчеркнул важность в этом деле общей молитвы всего прихода о помощи страждущим. Не менее важно, чтобы священник обращался к страдающим алкогольной зависимостью со словами назидания, старался укрепить их веру в помощь Божию, воодушевлял на положительный исход совместных трудов, рассказывал об особой милости Божией к страждущим.
Исторические аспекты формирования трезвости в России рассмотрел студент 5-го курса специалитета Иван Литовка. Он рассказал, как велась борьба с пьянством в России в разные периоды истории, с языческих времён до наших дней. Иван привёл результаты статистических исследований, которые показывают, что по употреблению алкоголя на душу населения Россия отнюдь не лидирует в мире. Но это не повод успокоиться и прекратить противодействие пьянству, вопрос этот в России по-прежнему актуален.
Студент 4-го курса специалитета Георгий Сакович выступил с докладом «Основы понятия трезвости в духовно-нравственной культуре России» и заключил своё выступление выводом: «Трезвость как нравственная категория является неотъемлемой частью религиозно-нравственной культуры общества, она не появляется сама по себе, а становится результатом определенных воспитательных усилий. Церковь, приходские общества трезвости, система образования играют в этом процессе определяющую роль. В традиционной русской культуре всегда присутствовал императив трезвости».
Студент 4-го курса специалитета Валентин Елисеев подготовил доклад на тему «Значение трезвости для духовно-нравственного развития личности. Особенности организации профилактической работы с детьми, подростками и молодежью по формированию ценностей здорового образа жизни».
«Важно найти слова, которыми мы сможем удержать людей от пути погибели, – убеждён Валентин. – Наша цель – привести человека к пониманию того, что смысл его существования не в этой земной жизни, а в будущем веке, в жизни с Богом. И тогда, на пути поиска Царствия Божия, все наши проблемы будут решаться, в том числе и проблемы пьянства».
Такой непростой проблеме, как специфика работы с родственниками страдающих алкогольной зависимостью, посвятил своё выступление во время диспута студент 4-го курса специалитета Матвей Макашов. Основываясь на работах православного психолога В. Ильина и другой специальной литературе, он рассмотрел особенность созависимости, которая состоит в том, что человек, пожив какое-то время с зависимым, совершенно забывает про свою собственную жизнь. Все его силы направлены на спасение человека, который сам не желает спасаться. Причём, видя всю бессмысленность своих действий, он все равно продолжает верить и якобы помогать, а по сути – поддерживать пристрастие своего родственника. В результате созависимый человек рискует приобрести болезни как психо-неврологического, так и физиологического характера, жизнь его становится несчастливой, безрадостной. Матвей рассказал о рекомендациях православных психологов, направленных на помощь созависимым.
Студент 4-го курса Константин Савинов в докладе «Святые отцы о трезвости» процитировал высказывания святых отцов Церкви разных эпох и сделал вывод: «Святоотеческая аргументация против страсти винопития исходит из представления о человеке как образе Божием. Человек, будучи сотворен по образу Божию, имеет на земле цель уподобиться Богу и для достижения этой цели должен использовать все силы души и тела, данные ему от рождения. Увлечение вином не только разрушает здоровье, но и приводит в крайнее расстройство весь душевно-телесный состав человека, всю совокупность сил, которые по замыслу Божию должны быть направлены на достижение главной цели – единение с Богом. Поэтому пьянство становится деятельным богоборческим началом в человеке и представляет для него крайнюю опасность. По словам Святителя Василия Великого, «пьянство – начало безбожия, ибо оно омрачает разум, которым обыкновенно наиболее познается Бог».
В ходе дискуссий, лекций и диспутов студенты младших курсов задавали докладчикам вопросы и получали на них исчерпывающие ответы. Все встречи завершились общей молитвой.
Подводя итоги каждого мероприятия, Любовь Викторовна отмечала, что семинаристы проявили заинтересованность и активность в обсуждении предложенной им темы. Она положительно оценила все прозвучавшие доклады, в каждом из которых была приведена убедительная аргументация в пользу трезвого образа жизни. Любовь Викторовна обратила внимание семинаристов на практический характер мероприятия: умение доносить до аудитории определённые истины пригодится им в будущей пастырской деятельности на приходе.
Марина Горчакова
Фото Сергей Макшанов