11 сентября. О духовных основах трезвости
В день Усекновение главы Иоанна Предтечи семинаристы во главе с преподавателем православной педагогики и психологии кандидатом философских наук Любовью Викторовной Савиной собрались, чтобы в формате круглого стола поговорить о духовных основах трезвости. Дата встречи была выбрана не случайно – 11 сентября отмечается Всероссийский день трезвости.
После общей молитвы Любовь Викторовна пояснила, что круглый стол проходит в рамках педагогической практики – студенты-старшекурсники закрепляют навыки выступления перед аудиторией, а их младшие товарищи пока только готовятся к этому. Но в обсуждении вопросов, поднятых в выступлениях, участвуют все.
Докладом, посвящённым историческому аспекту борьбы за народную трезвость в России, начал разговор о духовных основах трезвости студент 3-го курса бакалавриата Алексей Дёмкин. Опираясь на выводы исследователей, он отметил, что к концу XIX – началу XX столетия распространение алкоголизма в России приняло угрожающий характер и стало актуальной проблемой. Между тем продажа спиртного поощрялась государством, так как давала прибыль казне. Алексей привёл ужасающие цифры и факты, свидетельствующие о масштабах этого бедствия: так, на Кубани алкоголь употребляли 62 процента детей школьного возраста.
В связи с распространением пьянства в стране первыми забили тревогу священнослужители, причём огромную роль в утверждении трезвого образа жизни сыграли священники сельских приходов. Их поддержал народ. Тысячи сельских общин по добровольному почину отказывались от употребления спиртного. В России начали появляться общества трезвости, открывались библиотеки-читальни, организовывались народные чтения, создавались лечебные приюты. Народная инициатива при поддержке приходского священства стала действенным средством в борьбе с пьянством. Эту инициативу поддержало государство – во время Первой мировой войны правительством был введён запрет на продажу спиртных напитков. После Февральской революции Временное правительство оставило в силе действие «сухого закона». Продлило запрет и советское правительство, но действовал он только до 1924 года. В последующие годы торговля алкоголем возобновилась и составила серьёзную статью доходов бюджета страны.
– Вполне понятно, что на современном этапе необходима не только борьба с распространением алкоголя, но и соответствующая система медицинской и социальной помощи. Нужна гибкая, по-современному выстроенная пропаганда здорового образа жизни, – завершил своё выступление Алексей Дёмкин.
После обсуждения прозвучавшего выступления с докладом на тему «Основные направления деятельности Русской Православной Церкви по формированию нравственных ценностей здорового образа жизни» выступил студент 3-го курса бакалавриата Евгений Широков. Он выделил три основных направления такой деятельности. Первое из них – утверждение трезвого образа жизни в семье, просветительская деятельность по профилактике алкоголизма, формирование трезвой молодежной культуры. Второе направление охватывает работу с лицами, систематически употребляющими алкоголь. Третье подразумевает социальную, трудовую, психологическую, медицинскую, семейную реабилитацию лиц, страдающих алкоголизмом, создание центров реабилитации, индивидуальное консультирование зависимых и членов их семей, курсы и школы по избавлению от алкогольной зависимости. В каждой из этих форм работы применяются свои духовные, медицинские, психологические и социальные методы. При этом наибольшая эффективность достигается при их разумном сочетании.
Студент 5-го курса специалитета Георгий Сакович посвятил своё выступление теме «Святые Отцы Церкви о трезвости». Он подчеркнул, что святые Отцы, рассуждая о винопитии, основную причину видят в неверном использовании человеком потребности в радости, которая принимает форму сластолюбия. Сластолюбивый не хочет знать меры веселия, происходящего от вина, и безмерность производит во всём его существе чрезвычайное расстройство и порабощает диаволу. «Пьянство, – говорит святитель Василий Великий, – это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу».
«Причиною пьянства, как и прочих грехов, бывает злое и невоздержанное сердце, праздность, частые пиршества, компании, усиленные подчевания, общение со злыми и невоздержанными. От частых же повторений порождается страсть и злой обычай», – цитирует Георгий святителя Тихона Задонского. И заключает выступление словами святителя Василия Великого: «Пьянство – начало безбожия, ибо оно омрачает разум, которым обыкновенно наиболее познаётся Бог».
Студент 3-го курса бакалавриата Максим Панфёров рассказал об опыте взаимодействия Церкви с государственными учреждениями, организациями и средствами массовой информации в области ценностей здорового образа жизни. Особая роль здесь, несомненно, принадлежит СМИ, так как их воздействие на человека любого возраста огромно. Поэтому взаимодействие Церкви и общества со средствами массовой информации в этом направлении может быть очень эффективным.
Студент 5-го курса специалитета Валентин Елисеев рассмотрел различные современные технологии и методики лечения алкоголизма, а также социальные методы борьбы с этим недугом, среди которых главное место принадлежит работе с семьями людей, страдающих алкогольной зависимостью.
В ходе обсуждения выступлений студентами младших курсов были высказаны различные мнения. В частности, говорилось о том, как дорого человеку, страдающему пристрастием к винопитию, дружеское, а главное – пастырское внимание. Как важно такого человека выслушать, вникнуть в его проблемы, помочь ему выйти из замкнутого круга одиночества, дать ему понять, что он не изгой, не отверженный, что его болезнь с Божией помощью излечима.
Подводя итоги круглого стола, Любовь Викторовна отметила пользу этого мероприятия для будущего служения семинаристов, которые в своей пастырской деятельности неизбежно встретятся с обсуждаемыми проблемами.
Марина Горчакова
Фото Сергея Макшанова