11 декабря. Памяти Александра Солженицына
11 декабря, в день 100-летия со дня рождения Александра Исаевича Солженицына студенты Тульской духовной семинарии собрались, чтобы почтить память великого русского писателя. О жизни и творчестве Солженицына семинаристам рассказал преподаватель литературы, заместитель председателя Тульского отделения Общества русской словесности, писатель, публицист Олег Михайлович Сенин.
Яркий, эмоциональный рассказ о жизненном пути писателя, его поисках правды и готовности за правду страдать, жертвуя собственной свободой и благополучием, никого из слушателей не оставил равнодушным.
Олег Михайлович обратил внимание студентов на то, что Александр Солженицын, родившийся в Кисловодске 11 декабря 1918 года, был крещён в кисловодском храме Святого Целителя Пантелеимона – и молитвенная помощь святого сопутствовала ему повсюду. Дважды, в суровых условиях лагеря и ссылки, Александр Исаевич исцелился от рака; выдержал тяжелейшие испытания и прожил долгую жизнь, позволившую ему осуществить грандиозные планы.
В младших классах он подвергался насмешкам за ношение крестика и нежелание вступать в пионеры, получал выговоры за посещение церкви. В 1936 году он поступил в Ростовский государственный университет, в то время – один из лучших вузов страны, на физико-математический факультет. Уже тогда увлекаясь литературой, он не хотел делать её основной специальностью. Учился на «отлично», был сталинским стипендиатом, окончил университет в 1941 году с «красным» дипломом.
Олег Михайлович рассказал студентам об участии Александра Солженицына в Великой Отечественной войне, о том, как, будучи признанным «ограниченно годным» по здоровью, он упорно добивался призыва на фронт. В итоге добился направления в военное училище, окончил его лейтенантом и с 1943-го года служил в действующей армии. Командовал батареей звуковой разведки, был награждён орденом Отечественной войны и орденом Красной Звезды. Получил звание капитана. На фронте, несмотря на строжайший запрет, вёл дневник. Много писал, отправлял свои произведения московским литераторам для рецензии.
«На фронте Солженицын стал критически относиться к Сталину – за «искажение ленинизма», – продолжает Олег Михайлович. – В письмах к друзьям он говорил о создании после войны организации для восстановления так называемых «ленинских» норм. Письма вызвали подозрение военной цензуры. В итоге Солженицын был приговорён к 8 годам исправительно-трудовых лагерей и вечной ссылке. Сначала он был направлен в лагерь Новый Иерусалим, потом переведён в лагерь в Москве, заключённые которого занимались строительством жилых домов. Затем он оказался в системе спецлагерей МВД, которые представляли собой закрытые конструкторские бюро (так называемые «шарашки»), где в то время содержались и трудились многие представители научной и технической элиты страны. Последним учреждением подобного типа стала для него «шарашка» в Марфине, на северной окраине Москвы, где он работал по специальности – математиком (позднее Солженицын опишет это время в романе «В круге первом», где сам он выведен под именем Глеба Нержина).
За первым «кругом ада» последуют остальные: из-за размолвки с начальством «шарашки», где условия существования были более или менее сносными, его этапировали в Степлаг – особый лагерь в Экибастузе. Почти треть своего срока заключения он отбыл на севере Казахстана. Позднее он опишет лагерную жизнь в рассказе «Один день Ивана Денисовича».
После освобождения в феврале 1953 года он был отправлен в ссылку в одно из сёл Южного Казахстана, работал учителем физики и математики в сельской школе, продолжал литературные труды. К этому времени он в полной мере разочаровался в «марксизме» и «ленинизме», всё более склонялся к позициям православного патриотизма.
В июне 1956 года решением Верховного Суда СССР Солженицын был освобождён «за отсутствием в его действиях состава преступления», в 1957 году – реабилитирован».
Из дальнейшего рассказа Олега Михайловича семинаристы узнают о первых публикациях Солженицына, о высокой оценке его произведений Твардовским, о благосклонном отношении к нему Хрущёва.
На фоне литературы того времени произведения Солженицына отличались высокими художественными достоинствами. Его гражданская смелость послужила причиной нового витка гонений. «Один день Ивана Денисовича» был выдвинут на соискание Ленинской премии за 1964 год, но в результате голосования Комитета по премиям предложение было отклонено. Его произведения перестают печатать. Положение усугубляется с приходом к власти Брежнева.
В 1966 году Солженицын начал активную общественную деятельность – встречи, выступления, интервью иностранным журналистам. Тогда же стал распространять в самиздате свои романы «В круге первом» и «Раковый корпус». В феврале 1967 года тайно закончил произведение «Архипелаг ГУЛАГ». В мае 1967 года написал «Письмо съезду Союза писателей СССР, получившее широкую известность среди советской интеллигенции и на Западе.
Олег Михайлович рассказал о своей встрече с Александром Исаевичем Солженицыным в октябре 1967 году в Рязани, где жил тогда писатель.
Олег Сенин, юный студент юрфака, был увлечён в то время конспиративной политической деятельностью, состоял в тайном кружке «неомарксистов» (молодые «революционеры» считали, что в Советском Союзе идеи Маркса преданы забвению и настало время «вернуться к истокам». Тайные общества, листовки, прокламации… А результатом стал приговор – пять лет лагерей для особо опасных политических преступников в Мордовии. Но тогда, в 67-м, до приговора оставалось ещё 2 года).
«В гонимом писателе мы видели единомышленника, но, как потом оказалось, заблуждались, – вспоминает Олег Михайлович. – Надёжные люди устроили нам встречу с Солженицыным. Разговор не был долгим. Услышав о наших идеях, Александр Исаевич сказал, что для него это – пройденный этап, что руководствуется он теперь православной верой и патриотизмом. Тогда мы и не предполагали, что спустя годы сами придём к этим убеждениям. На память об этой встрече остался «Ответ трём студентам», ставший дополнением к разговору и посланный нам вслед лично. Позже он ходил в самиздате, а в 1969 году был опубликован на Западе. Там Александр Исаевич, в частности, пишет: «И так как разума нашего обычно не хватает, чтобы объяснить, понять и предвидеть ход истории (а «планировать» её, как вы сами говорите, оказалось, бессмысленно), – то никогда не ошибётесь, если во всякой общественной ситуации будете поступать по справедливости (старинное русское выражение – жить по правде). Это даёт нам возможность быть постоянно деятельными, не руки спустя».
Рассказал Олег Михайлович и о том, что после исключения из Союза писателей Солженицын стал открыто заявлять о своих православно-патриотических убеждениях и резко критиковать власть. В 1970 году он был выдвинут на Нобелевскую премию по литературе и, когда премия была ему присуждена, советские газеты организовали мощную пропагандистская кампанию против Солженицына. Власти предлагали ему уехать из страны, но он отказался.
В последних числах декабря 1973 года, когда было объявлено о выходе в свет на Западе первого тома «Архипелаг ГУЛАГ», Политбюро ЦК КПСС обсуждало меры «пресечения антисоветской деятельности» Солженицына. В итоге было решено выдворить его из страны в административном порядке. Солженицын был арестован, обвинён в измене Родине и лишён советского гражданства, выслан из СССР и доставлен в ФРГ на самолёте. За ним последовала семья.
За границей он не оставлял ни литературной, ни общественной деятельности. Летом 1974 года на гонорары от «Архипелаг ГУЛАГ» создал «Русский общественный фонд помощи преследуемым и их семьям» для помощи политзаключенным в СССР (посылки и денежные переводы в места заключения, легальная и нелегальная материальная помощь семьям заключённых). Семья Солженицыных поселилась в США, в штате Вермонт. Здесь он продолжил работу над эпопеей «Красное колесо»…
Лекция Олега Михайловича завершилась рассказом о триумфальном возвращении Солженицына на Родину после перестройки: «В 1990 году Александр Исаевич был восстановлен в советском гражданстве с последующим прекращением уголовного дела, в декабре того же года удостоен Государственной премии РСФСР за «Архипелаг ГУЛАГ».
В 2007 году он был награждён Государственной премией РФ за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности. Вскоре после возвращения автора в страну была учреждена литературная премия его имени для награждения писателей, «чьё творчество обладает высокими художественными достоинствами, способствует самопознанию России, вносит значительный вклад в сохранение и бережное развитие традиций отечественной литературы».
Последние годы жизни он провёл в Москве и на подмосковной даче. Тяжело болел, но продолжал писать. Вместе с женой Наталией Дмитриевной работал над подготовкой и изданием своего самого полного, 30-томного собрания сочинений.
Скончался Александр Исаевич 3 августа 2008 года на 90-м году жизни. Заупокойную литургию и отпевание 6 августа 2008 года в Большом соборе московского Донского монастыря совершил архиепископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов). В тот же день прах Александра Солженицына, ветерана Великой Отечественной войны, был предан земле с воинскими почестями в некрополе Донского монастыря за алтарём храма Иоанна Лествичника».
Лекция Олега Михайловича Сенина в день 100-летнего юбилея Александра Исаевича Солженицына сделала писателя-классика более близким и понятным для семинаристов, живущих в совсем другую эпоху. Хочется надеяться, что они снимут с библиотечной полки, прочтут и полюбят его произведения.
Марина Горчакова
Фото Сергея Макшанова