logo
Тульская духовная семинария
Основана в 1801, возрождена в 2002 году.

Герои веры

11 сентября в ТДС состоялось открытие выставки «Герои веры», посвященной исповедникам и новомученикам земли Тульской. Вставку подготовил семинарский Церковно-археологический кабинет.

С кратким вступительным словом обратилась к семинаристам – первым посетителям выставки заведующая ЦАК ТДС Марина Александровна Михалева. Она рассказала об истории фотографий и предметов, представленных в экспозиции, и подчеркнула, что христиане всех веков с особым благоговением относились к памяти святых мучеников, которые своею кровью свидетельствовали о верности Богу и Его Святой Церкви во времена, когда ненависть мира доходила до открытого гонения.

Экскурсию по выставке провела методист ЦАК Екатерина Михайловна Пронина. Ее рассказ был посвящен памяти прославленных в лике святых новомучеников, которые просияли подвигом исповедничества в нашем Тульском крае. В семинарском музее хранились их фотографии, которые теперь представлены на выставке.

Епископ Тульский Онисим (в миру Пылаев Михаил Владимирович) родился 5 сентября 1876 года в Ленинградской области. Окончил Новгородскую духовную семинарию и в 27 лет был рукоположен во иерея. Служил в Царской армии полковым священником. Когда в 1926 году он овдовел, то был пострижен в монашество с именем Онисим, через два дня хиротонисан во епископа Красно-Бакинского, а затем назначен епископом Воткинским. Уже через 2 года епископ Онисим осужден и заключен в Соловецкий лагерь особого назначения. После освобождения из лагеря, 22 ноября 1933 года он был назначен Управляющим Тульской епархией. Архиерейские службы епископ Онисим проводил в основном в одном из древнейших храмов Тулы — Ильинской церкви. Небольшой (бывший приходской) храм бывал переполнен. Даже в обычные дни многие стояли на улице, храм не вмещал всех молящихся.

К Тульскому Владыке часто приезжал из ссылки в г. Муроме бывший Тульский архиепископ Борис (Шипулин). Они вместе совершали богослужения как в Ильинском храме, в то время бывшим кафедральным собором, так и на квартирах прихожан. Владыку часто посещал и бывший епископ Белевский Игнатий (Садковский), не забывавший и любивший Тулу. Он тоже участвовал в богослужениях. Эти три иерарха Русской Православной Церкви познакомились во время ссылки на Соловках.

18 декабря 1935 года епископ Онисим (Пылаев) был арестован. Вместе с ним были арестованы еще 26 человек, в основном священники и монашествующие. Особым Совещанием при НКВД СССР епископ Онисим был сослан на 5 лет в «Севкрай». Вместе с епископом Онисимом получили 5-летние сроки еще 12 человек. В одном из этих лагерей епископ Онисим (Пылаев) был расстрелян 27 февраля 1937 года.

Епископ Никита (в миру Прибытков Николай Григорьевич) родился на Алтае в 1859 году. После окончания Духовной семинарии он – священник на Алтае. В 1918 году принял постриг с именем Никита. С января 1924 года до ареста в 1927 году – епископ Алтайской епархии. В 1932 году осужден по статье 58 и приговорен к 5 годам лишения свободы. После досрочного освобождения был назначен епископом Мамалыжским. С 22 мая 1935 г. назначается епископом Белевским, викарием Тульской епархии.

77-летний старец епископ Никита, несмотря на преклонные годы, сумел стать достойным продолжателем начатого епископом Игнатием дела. Он ежедневно совершал службы в Казанской церкви г. Белева и в закрытых новой властью монастырях. Епископ Никита Прибытков был арестован 16 декабря 1937 года. Вместе с ним были арестованы еще 19 человек. (Массового ареста 18 ноября 1937 года епископу Никите удалось избежать из-за тяжелой болезни. Все же арестованные в тот день были приговорены 2 декабря 1937 года к расстрелу, приговор был приведен в исполнение 10 декабря в Тесницком лесу под Тулой).

Дата мученической кончины арестованных в Белеве епископа Никиты, монашествующих, священнослужителей и мирян – 3 января 1938 года. Их расстреляли и похоронили в Тесницком лесу на 162-м километре шоссе Москва – Симферополь.

Игумения и насельницы тайного Белевского монастыря схимонахиня Августа (Защук, 1871-1938), принявшая монашеский постриг от святого Оптинского старца иеросхимонаха Анатолия (Потапова, 1855-1922),

послушницы Мария Лактионова (1884-1938) и Агриппина Лесина (1897-1938) были расстреляны на второй день Рождества Христова; вместе со своим архипастырем обрели покой и радость вечной жизни.

Священномученик Петр, архиепископ Воронежский в миру (Василий Констант-инович Зверев) родился 18 февраля 1878 году в семье священника, служившего в селе Вешняки (под Москвой). Позднее его отец был назначен настоятелем храма Александра Невского при доме московского губернатора, служил в Сергиевском храме при Чудовом монастыре в Москве. Был духовником Великой Княгини Елизаветы Федоровны.

В 1895 году Василий окончил классическую гимназию и поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. В 1897 году поступил в Казанскую духовную академию. В 1900 году был пострижен в монашество с именем Петр, рукоположен во иеродиакона, а затем – в иеромонаха. В 1902 году иеромонах Петр был удостоен степени кандидата богословия. В том же году определен в число братии Саввино-Сторожевского Звенигородского монастыря Московской епархии.

С июня 1909 года по 1916 год становится настоятелем Белевского Спасо — Преображенского монастыря. Для монастыря настало время настоящего расцвета Спасо — Преображенского монастыря и его активного социального служения. В 1910 году отец Пётр открыл Братство трезвости во имя святителя и чудотворца Николая. К 1911 году число братства достигало около 160 человек.

8 августа 1910 года епископ Тульский и Белевский Парфений (Левицкий) в Крестовой церкви возвел иеромонаха Петра в сан архимандрита.

В октябре 1916 года Святейший Синод постановил направит архимандрита Петра в распоряжение епископа Алеутского Евдокима (Мещерского) для миссионерской службы в Северо-Американской епархии. Но поездка не состоялась. Вместо поездки в Америку в 1916 году архимандрит Петр уехал проповедником на фронт, где пробыл до февральской революции 1917 года.

В январе 1926 года был возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Воронежским, временно управляющим Московской епархией. В Воронеже весьма успешно действовал против обновленцев, обращая многих из раскола.

Затем снова последовали аресты, тюрьмы, ссылка в Соловецкий концлагерь. После отъезда с Соловков архиепископа Илариона (Троицкого) ссыльный епископат в знак особого уважения избрал архиепископа Петра архипастырем, главой Соловецкого православного духовенства.

В октябре 1928 г. владыка Петр был отправлен на остров Анзер, в VI отделение лагеря за то, что крестил в Святом озере заключенную эстонку.

Осенью 1928 г. на Анзере началась эпидемия тифа. Там и скончался священномученик Петр 7 февраля 1929 года. В 1999 году состоялось обретение его мощей.

В 2009 году, по благословению патриарха Кирилла из Соловков в Воронеж состоялось торжественное перенесение мощей святителя Петра (Зверева).

Оплотом Православной Патриаршей Церкви на Тульской земле суждено было стать городу Белеву. «Белевская автокефалия» – так называлась христианская община в пределах Тульской Епархии, противостоявшая обновленческому расколу.

Духовный центр христианской жизни Тульской епархии был сосредоточен в г. Белеве вокруг епископа Игнатия (Садковского), который был поставлен на кафедру древнего города Святым Патриархом Московским и всея Руси Тихоном.

Богоборческий режим ненавидел епископа Игнатия. Четырежды он был заключаем в тюрьму по ложным доносам обновленцев. Но ничто не поколебало веру Владыки, а еще более открыло его как святителя Христова всему миру.

«Затравленный» безбожной властью, прошедший все муки ада северных лагерей, епископ Игнатий был сослан в заключение в Кулойлаг Архангельской области, где предал дух свой Богу 9 февраля 1938 года. О его блаженной кончине до нас дошли сведения от архимандрита Макария (Кобякова) – сподвижника владыки Игнатия, который будучи в сибирском лагере на праздник Трёх Святителей в тонком сне на нарах промёрзшей избы увидел епископа Игнатия в лике удаляющихся святителей Христовых – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Белевцы лишь через полгода узнали о дне кончины владыки Игнатия, весьма удивляясь видению архимандрита Макария.

Духовные чада епископа Игнатия взошли на Крест мученичества за Христа. Монахиня Макария (Сапрыкина) и монахиня Анфиса (Сысоева), воспитанные в верности Православной Патриаршей Церкви, были работницами белевской фабрики, но вместе с тем главным в их жизни было служение Богу, стояние в Православной вере, помощь их глубоко чтимому архипастырю. На второй день Рождества Христова 8 января 1938 года, после страшных пыток и издевательств они были расстреляны в Тесницком лесу под Тулой.

Протоиерей, надворный советник Павлушков Пётр Иванович родился в 1865 году в г. Владимире в семье священника. Окончил Киевскую Духовную академию со званием кандидата богословия и был назначен в Тульскую Духовную семинарию, где с 26 февраля 1893 г. стал преподавать Священное Писание и психологию. В семинарии он оставался на должности преподавателя более 25 лет. А 30 сентября 1917 года, когда ректор семинарии архимандрит Корнилий (Соболев) был хиротонисан во епископа Каширского, викария Тульской епархии, и ректором Тульской Духовной семинарии был назначен Петр Иванович Павлушков.

Тульская Духовная семинария была закрыта в начале 1918 года. П.И. Павлушков в течение двух лет преподавал в одной из школ Тулы, а 2 февраля 1921 года сщмч. епископом Тульским Иувеналием был посвящен в сан иерея и был назначен настоятелем церкви 12 Апостолов.

9 сентября 1937 года протоиерей Петр Иванович Павлушков был арестован. 19 ноября 1937 года всем обвиняемым, проходившим по делу вместе с П. Павлушковым был вынесен смертный приговор. Они были расстреляны в Тесницком лесу 23 ноября 1937 года.

Священномученик Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий) родился 13 сентября 1886 года в селе Липицы Каширского уезда Тульской губернии, в семье потомственных священнослужителей.

Стремление к учению пробудилось в нем с самого раннего детства. Будучи пятилетним отроком, он взял своего трехлетнего брата за руку и пошел вместе с ним из родной деревни в Москву учиться. И когда братишка от усталости заплакал, то Владимир сказал ему: «Ну и оставайся неучёным». Родители вовремя спохватились, заметив исчезновение детей, и быстро возвратили их под кров своего дома.

Владимир вскоре был отдан в Тульское Духовное училище, а затем поступил в Тульскую Духовную семинарию. По окончании полного курса семинарии в 1906 году он поступает в Московскую Духовную академию и блестяще заканчивает её через четыре года со степенью кандидата богословия. Его оставляют при академии профессорским стипендиатом. С этого времени началась его преподавательская деятельность, которая продолжалась до самого закрытия Духовной Академии.

В скиту Параклит Троице-Сергиевой лавры он принимает монашество с именем Илариона. Уже в марте 1919 г. архимандрит Иларион был арестован. Первое тюремное заключение продолжалось три месяца.

Через год 11/24 мая 1920 г. архимандрит Иларион был наречен, а на следующий день, 12/25 мая, хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии. Хиротонию в крестовом Сергиевском храме Московского подворья Троице-Сергиевой Лавры возглавил Патриарх Тихон.

15 ноября 1923 г. был арестован и приговорен к 3 годам концлагеря. Был отправлен в Кемский лагерь, а потом на Соловецкие острова.

В декабре 1929 года архиепископа Илариона направили на поселение в Среднюю Азию. Этапом он добирался от одной тюрьмы до другой. По дороге его обокрали, и в Ленинград он прибыл в рубище, кишащем паразитами, и уже больным.

Похоронили его на кладбище Новодевичьего монастыря, недалеко от могил родственников архиепископа, а впоследствии Патриарха Алексия (Симанского). В погребении участвовали 7 архиереев. Мощи свт. Илариона пребывают в Сретенском монастыре в Москве…

Времена исповедничества для христиан никогда не заканчиваются. И во все эпохи, во все времена есть место подвигу веры.

Поделиться: