logo
Тульская духовная семинария
Основана в 1801, возрождена в 2002 году.
Главная / Новости / 11 марта. Выставка живописи Эммы Шурлаповой и Ивана Путятина

11 марта. Выставка живописи Эммы Шурлаповой и Ивана Путятина

В Тульской духовной семинарии открылась выставка живописи членов Тульского отделения Союза художников России Эммы Васильевны Шурлаповой и Ивана Михайловича Путятина, организованная епархиальным культурно-просветительским центром «Фавор». Первыми посетителями выставки стали семинаристы, преподаватели ТулДС и тульские художники, пришедшие поздравить своих коллег со знаменательным событием.

На выставке представлено около пятидесяти работ, выполненных в разной технике, в разных жанрах, непохожих по настроению. И всё же объединяет их нечто неуловимо общее – то, что и выразить словами трудно. Свет, радость, любовь? Благоговение перед зримым образом Божьего мира, умение читать его подтексты, скрытые смыслы?

…В сущности, красоту и радость можно увидеть во всём, даже в бочках с краской. Вот они, на одном из холстов, так и названном – «Бочки с краской». Действительно, просто бочки, полные до краёв, и в каждой заключён цвет, готовый вырваться наружу и раскрасить в яркие цвета унылый городской пейзаж.

Творческому и семейному союзу Эммы Васильевны и Ивана Михайловича – больше полувека. И гармония этого союза, духовное родство только оттеняют их творческие индивидуальности. Вместе они написали около десятка картин, однако, как признаётся Иван Михайлович, вкусы их не всегда совпадают, случаются и споры, но ведь это и есть тот самый творческий поиск, результатом которого становится новая работа, такая, например, как «Поле Куликово», написанная к 600-летие Куликовской битвы. Взгляды на историю у них чаще всего совпадают.

Картина «Небесное воинство» написана художниками недавно, как рассказали авторы – под впечатлением событий на Донбассе. Но сюжет выходит за рамки конкретного исторического события, приобретает глобальное звучание: мир, в котором торжествует зло, горит и рушится, его поглощает тьма. Но мир небесный – ангельский, Божий мир – несокрушим. Продолжение апокалиптической темы – картина «Стая» – воплощение тревоги, трагических предчувствий. Стая зловещих, фантастических птиц несётся куда-то в тёмном взвихренном пространстве. Неком диссонансом выглядят эти работы на общем – солнечном и безмятежном – фоне. Но этот контраст невольно становится смысловым акцентом выставки: всё солнечное, светлое, доброе, прекрасное – так хрупко и беззащитно.

Вот он, этот хрупкий мир, камерный и уютный, умещающийся «Под абажуром» (так и называется картина). Букетик полевых цветов, незатейливые чашки – всё в ожидании мирного вечернего чаепития. Этому миру принадлежит и ностальгический «Тульский дворик», где всё так мило и знакомо.

Любимой Туле и её окрестностям посвящено много работ художников. Среди них – полотно «Николо-Зарецкий храм». Туляки старшего поколения ещё помнят этот храм таким, ещё не отреставрированным, окруженным одноэтажными домишками, садами. Почти деревенский пейзаж.

Натюрморты, цветы – торжество красок, света – и прославление Создателя всей этой невероятной, хотя и вполне земной красоты. А какой радостью веет от картины «Майский день. Девочка с котёнком» – расцвет природы и расцвет юной жизни – готовые вот-вот распуститься бутоны.

Но есть и другое время жизни. На полотне под названием «Старость» – пожилая женщина тянется к лампадке под образами, чтобы затеплить её. Безнадёжность? Нет. Уход от суеты и устремлённость к иному, высшему смыслу.

Работа «Троллейбус ушёл» – примерно о том же. Вдаль умчалась суетная жизнь с яркими огнями, шумом, спешкой. Молодёжь беззаботно движется в том же направлении, что и уходящий троллейбус. Спешит по каким-то своим делам девушка. А старушке, только ей одной – в противоположную сторону. Все они, видимо, вышли на этой останове. В основе композиции – крест. Или просто перекрёсток?..

Размышления о скоротечности жизни – пожалуй, лейтмотив экспозиции. «Дети в цветущем саду» – за столом, накрытым белой скатертью, среди белоснежных яблоневых соцветий. И вот – тот же сад, но уже в конце лета, а за тем же самым столом – уже не дети, а седая женщина. И, наконец, «Золотые гирлянды» – тот же (или похожий) сад, но уже необитаемый.

Картина «Возрождение» – настоящий праздник света. Литургия в полуразрушенном Богородице-Рождественском храме в Обидимо, под Тулой. Свет льётся через пролом купола и радугой разливается по стенам с остатками росписей, по фигурам и лицам молящихся, облачению священника…

На картине «Причастие» – люди, идущие к Чаше, сложив крестообразно руки на груди. Дети, старики, мужчины, женщины – такие непохожие, но на всех лицах – свет радости от предвкушения Встречи…

Пытаться передать впечатления от живописи словами – дело неблагодарное. Приходите, смотрите, выставка будет открыта до конца апреля.

Марина Горчакова

Фото Сергей Макшанов

Поделиться: