logo
Тульская духовная семинария
Основана в 1801, возрождена в 2002 году.

Проекты

Положение о школьном конкурсе мастерства письменной речи «Сочинение при свечах» — 2019

Конкурс рукоделья «Царский стежок» — 2019.

Программа познавательно-игровых занятий по теме «История письменности»

Проведение занятий преследует следующие цели:

  1. Рассказать о просветительской и миссионерской деятельности Православной Церкви, в доступной и увлекательной форме познакомить с историей христианства в разных странах.
  2. Познакомить с выдающимися литературными памятниками, сохранившимися в разных системах письменности.
  3. Дать представление о разнообразии сложившихся в мировой цивилизации систем передачи знаний.

1 занятие. Можно ли прочитать рисунки?

Основное содержание. Пиктография, узелковое письмо. Памятники  устного творчества индейцев американских континентов. Первые русские поселения на американском континенте. Служение  в Америке преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского, архимандрита Герасима (Шмальца), других служителей Русской Православной Церкви.

Основная практика. Вывязывание «посланий» шерстяными нитями, ракушками

2 занятие. Трудно, как китайский язык.

Основное содержание. Литература и искусство Японии и Китая. Китайские  иероглифы.  Русская миссия в Китае. Служение равноапостольного святителя Николая (Касаткина) в Японии.

Основная практика. Написание краткого рассказа китайскими иероглифами тушью (с помощью кисточки).

3 занятие. Читаем тайны пирамид.

Основное содержание. Древнеегипетская письменность, история расшифровки египетских иероглифов. Александрия: перевод Священного Писания 70-ю толковниками. Египет как родина монашества. Коптская церковь.

Основная практика. Написание слов, имён, кратких рассказов древнеегипетскими иероглифами на бумаге и на пластилиновых («глиняных») таблицах.

4 занятие. Мог ли древний римлянин прочитать письмо от древнего грека?

Основное содержание.  Происхождение греческого и латинского алфавитов. Памятники литературы и культуры Греции и Рима. Первые христианские общины. Служение апостолов. Книга Деяний и Послания апостолов.

Основная практика. Написание кратких посланий на восковых и «глиняных» (пластилиновых) табличках.

5 занятие. Были ли варвары варварски необразованны?

Основное содержание. Руническое, огамическое письмо. Развитие западноевропейских языков. Книги европейского средневековья. Распространение  христианства в западной Европе.

Основная практика. Написание кратких посланий «на камне» (пластилин) и на дереве.

6 занятие. Когда русские люди начали писать по-русски?

Основное содержание. Введение кириллицы и развитие русской письменности. Берестяные грамоты. Служение святых Кирилла и Мефодия. Глаголица и кириллица. Первые русские рукописные книги.

Основная практика. Написание кратких посланий на бересте и на «пергамене» (на замше).

7 занятие. Что в книге  написано пером и что вырублено топором в русской книге.

Основное содержание. Монастыри как центры духовного  просвещения и грамотности. Школы и другие учебные заведения в России 15-19 веков. Художественное оформление  старопечатных книг. История русского книгоиздания в 15-19 веках.

Основная практика. Написание  текстов чернилами с помощью гусиного пера. Рисование инициалов и заставок.


8 занятие. 
Точка – точка – тире.

Основное содержание. Искусственные и шифровальные языки. Понятие шифра. Шифровальные решётки. «Пляшущие человечки». Азбука Морзе. Язык эсперанто. Символы и знаки первых христианских общин.

Основная практика. Написание и чтение зашифрованных  текстов.

Программа познавательно-игровых занятий по теме «Предметы рассказывают о старой Туле»

Цели занятий

  1. В доступной форме познакомить с историей Тулы до 1917 г.
  2. Рассказать о тульских храмоздателях и благотворителях.
  3. Укрепить понимание необходимости соблюдения семейного уклада, традиционного для православной семьи.

1 занятие. В какие храмы ходили в Туле.

Основное содержание. История тульских храмов. Утраченные и восстанавливающиеся храмы Тулы. Устройство храма. Церковно-прикладное искусство: иконы, кресты, лампады, облачения и другие предметы церковного назначения.

Основная практика. «Выстраивание» древнерусского города из макетов храмов и городов. Рассматривание фотографий с видами старой Тулы. Рассматривание предметов богослужебного назначения.

2 занятие. Какие книги читали в Туле.

Основное содержание. Первые тульские библиотеки. Частные книжные собрания. Детские библиотеки. Тульские книжные магазины и издательства. 
Традиция семейного чтения. Книги и журналы конца 19 – начала 20 века.

Основная практика. Рассматривание и чтение книг и журналов 18019 вв.


3 занятие.
 Какую музыку слушали в Туле.

Основное содержание. История обучения музыки в России с 12 века. Традиции духовного пения в тульских храмах. Тульские композиторы. Музыкальные общества, музыкальные училища и школы в Туле. Традиции семейного музицирования. Народная музыка тульского края.

Основная практика. Игра на фисгармонии. Знакомство с устройством  музыкальной шкатулки и слушание записанных на ней мелодий. Знакомство с устройством патефона и слушание пластинок на нём. Рассматривание старинных нотных сборников. Пение.


4 занятие.
 Какие письма писали в Туле.

Основное содержание. История почтыТульская почта. История русской художественной открытки.  Традиции эпистолярного жанра.

Основная практика. Рассматривание дореволюционных фотографий. Рассматривание дореволюционных открыток, чтение записанных на них текстов. Написание пером и чернилами писем и открыток.


5 занятие.
 Какие сладости любили в Туле.

Основное содержание. История кондитерских фабрик в России. Тульские пряничники и кондитеры. Тульские фабриканты – храмоздатели, жертвователи в пользу сиротских домов и  больниц.

Основная практика. Рассматривание старых фотографий. Викторина на знание истории и вкуса сладостей с угощением ими.

6 занятие. В какие игры играли в Туле.

Основное содержание. Устное народное творчество тульского края. Ярмарки, народные гуляния, бывшие ранее  в Туле. Зависимость игр от церковного календаря. Братья Киреевские, И.П. Сахаров как собиратели тульского фольклора.

Основная практика. Отгадывание загадок тульского края. Участие в играх, принятых в тульской губернии до 1917 г.

7 занятие. Каким рукодельем занимались в Туле.

Основное содержание. Уклад семейной жизни разных сословий. Дамские и мужские рукоделья. Предметы крестьянского быта. Тульские традиционные игрушки.

Основная практика. Рассматривание предметов рукоделья конца 19 — начала 20 века. Пользование прялкой, теслом, овечьими ножницами и т.п. игры с коромыслом. Изготовление тульских тряпичных кукол.

8 занятие. Заключительная игра-конкурс «Наша Тула».

На занятия можно приходить с любой регулярностью (раз в неделю, раз в месяц и т.п.). Можно выбрать лишь отдельные темы. Занятия бесплатные, длительностью не менее 50-60 минут каждое.

Программа познавательно-игровых занятий для школьников «Русская живопись  в живых картинах»

Цели занятий

  1. Познакомить зрителей с произведениями русской живописи.
  2. Привить навыки рассматривания произведений живописи, умение оценить композицию, колористическое решение картины.
  3. Развить умение выявить главную идею той или иной картины.

Занятие состоит из следующих этапов:

  1. Рассказ о художнике, информация о времени и условиях написания картины.
  2. Детальное рассматривание картины, изучение особенностей композиции, цветового решения и т.п.
  3. Драматизация, «проживание» сюжета картины зрителями: участники занятия изображают,  какие события могли предшествовать событию, запечатлённому на полотне; представляют диалог, который мог бы быть у героев  картины; показывают, как события могут развиваться далее,  и т.п.
  4. «Выстраивание» картины: «художник» из числа зрителей с помощью «подмастерьев»  располагает участников занятия соответственно композиции картины, как бы восстанавливая её в живой сцене.
  5. Подведение итогов: выявление главной идеи картины, уяснение её нравственного смысла.

Для изучения предлагаются следующие картины:

  1. П. Федотов «Завтрак аристократа»,
  2. И. Билибин «Царевна-лягушка»,
  3. В. Маковский «В сельской школе»,
  4. В. Перов «Охотники на привале»,
  5. В. Васнецов «Боян»,
  6. В. Пукирев. «Перед венцом»,
  7. А. Венецианов. «Возвращение солдата»
  8. По выбору зрителей – любую картину, по договорённости.

Программа «Именины»

Цели программы:

  1. Привить и развить интерес к чтению житийной литературы.
  2. Способствовать развитию высоких духовных и нравственных качеств на примере святых.

Проект «Именины» предусматривает занятия, состоящие из следующих частей:

  1. Повествование о святых Русской Православной Церкви, имена которых носят слушатели. Рассказ о святых адаптирован с учётом возрастных особенностей.
  2. Рассматривание икон, книг, иных предметов, помогающих лучшему пониманию исторической обстановки, в которых находился тот или иной герой повествования.

3.Возможна театрализация части событий, представляемых в повествовании, за исключением тех сцен, главным действующим лицом которых является святой.

4.Празднование дня тезоименитства тех, кто носит имена святых, которым посвящена встреча.

Тема каждого занятия, то есть именной список житий святых, определяется в соответствии с пожеланиями приходящей стороны.

Программа познавательно-игровых занятий «Домострой»

Цели:

  1. Утвердить  слушателей в традиционном для России понимании семьи и семейного уклада.
  2. Познакомить с историей написания книги «Домострой», особенностями общественного и семейного уклада 16 века.
  3. Выявить актуальность основных положений книги «Домострой» для современной семьи.

1-е занятие: «Что такое семья?»

Понимание семьи в древних культурах. Новое понимание семьи, внесённое христианством. Книга «Домострой» как представление о традиционном семейном укладе.

2-е занятие: «Кто в доме главный?»

Религиозные основы семьи. Муж и жена: партнёрство или иерархия? Место детей в семье.

3-е занятие: «Ищи жену не в хороводе, а в огороде»

Роль женщины в семье. Можно и нужно ли женщине уметь делать всё по дому.

4-е занятие: «Чем заняться дома?»

Организация семейного досуга. Дети и взрослые: что делаем вместе и что – каждый сам по себе.

5-е занятие: «Гости и в гостях»

Как принять гостей: чем развлечь, чем угостить, как накрыть на стол. Как самому быть хорошим гостем: нормы этикета.

6-е занятие: «Дом – полная чаша»

Традиции русской кухни. Что и как мы готовим на зиму. Ежедневная пища: секреты домохозяек.

7-е занятие:

Сравнение книги «Домострой» с современными книгами и справочниками, посвящёнными внутрисемейным отношениям.

Занятия по всем программам  адаптируются к возрасту.

Заявки на проведение занятий принимаются Епархиальным  культурно-просветительским  центром «Фавор». Электронный адрес: [email protected]

Почтовый адрес: г. Тула, ул. Староникитская, 75, Тульская Духовная семинария.

Все справки по тел.: 31-29-19; 8-905-114-15-02 (Михалёва Марина Александровна).