logo
Тульская духовная семинария
Основана в 1801, возрождена в 2002 году.

Новые поступления в библиотеку семинарии

Новые поступления 2023/24 учебный год

Поступления в библиотеку ТулДС 2023

Поступления в библиотеку ТулДС 2022

Поступления в библиотеку ТулДС 2021

Поступления в библиотеку ТулДС 2020

Поступления в библиотеку ТулДС 2019

Российский журнал истории Церкви, Т. 6. № 3 / Кафедра истории Церкви исторического ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова —  М. : ООО»Силицея-Полиграф», 2025. — 170 с. — Библиогр. в сносках. — ISBN ISSN 2686-973Х.

СОДЕРЖАНИЕ: 1.Иов, иеромонах (Шебитченко И.В.). Соборность и православная традиция в работах Д.А. Хомякова. 2. Хондзинский П.В. Св. Киприан в русском богословии первой трети XX в. 3. Мацан К.М. «Грамматика (не)согласия: концептуализация религиозной веры в работах Дж. Г. Ньюмена и С.Л. Франка. 4. Черный А.И. Ганс Кюнг как модернист на Втором Ватиканском соборе. 5. Шноль Я.Д. Радикальная ортодоксия как ответ на вызовы постмодерна и модернизма. 6. Михайлов А.Ю., Ступин В.А. «Голгофское христианство» архимандрита Михаила (Семенова, 1874-1915): изобретенный феномен «христианского модернизма» в России начала XX в. 7. Fikremariam Bazezewю Учение о первородном грехе в Эфиопской православной церкви Тевахедо: исследование, основанное на Хайманот Абев 52:16-18. 8. Рожина А.В. Вд\заимное страхование церковной недвижимости в 1910-1917 гг.: по материалам Кадниковского уезда Вологодской епархии. 9. Алексий, иеромонах (Черняев С.Ю.). Деятельность духовенства Курской епархии по духовно-нравтсвенному окормлению паствы в 1914-1916 гг. 10. Шелегин М.В. Баварская политика конкордатов: от Наполеоновских войн до Ваймарской республики. 11. Гувакова Е.В. Полковая церковь Штаба Квантунских войск в Старом городе Порт-Артура.


Митрофанов, А. Ю.

Византия между Востоком и Западом: Сборник статей —  СПб. : Изд-во СПбДА, 2025. — 368 с. — (Барсовские чтения).

Рекоменд. к публ. Издат. советом РПЦ ИС Р25-5111-0260. — Библиогр.: пристатейная. — ISBN 978-5-6053662-8-7

Сборник статей профессора Санкт-Петербургской духовной академии, доктора исторических наук А. Ю. Митрофанова «Византия между Востоком и Западом» посвящен основополагающим проблемам, связанным с переходом от Поздней Античности к Раннему Средневековью и формированием Византийской цивилизации. В нем помещены статьи, публиковавшиеся в рецензируемых академических журналах в 2018–2025 годах. Важнейшими темами их являются развитие византийского государства и права, организация византийского двора, византийская историография и ее виднейшие представители, история византийской Церкви, этническая история Византии. Автор делает многочисленные экскурсы в историю Античного Рима и Древней Парфии, связанные с проблемами генезиса Византийской цивилизации; применяет методы просопографических и гендерных исследований при реконструкции политических биографий Галлы Плацидии, Мартины, Марии Аланской, Анны Комниной; обращается к наследию русской военной мысли начала XX века, используя научные достижения генерала Л. Г. Корнилова (1870–1918) и адмирала А. В. Колчака (1874–1920). Рекомендуется преподавателям и студентам богословских учебных заведений, теологических факультетов светских вузов, специалистам в области византиноведения, медиевистики, антиковедения, церковной истории, культурологии, а также всем, интересующимся ярким и самобытным феноменом Византийской цивилизации. СОДЕРЖАНИЕ: 1. Предисловие епископа Петергофского Силуана. 2. Вступительное слово А. Ю. Митрофанова. 3. Церковно-каноническая традиция Византии: 3.1. Брак королевы Матасунты (495–535) и патриция Германа (500/505–550): культурно- политический и церковно- канонический аспекты. 3.2. Анна Комнина (1083–1153/54) как защитница классического римского права. К вопросу о превращении выборной монархии в наследственную. 3.3. Вальсамон об архиерейском характере императорской власти. 3.4. Император Юстиниан II и запрет иконографии Агнца Божия на Трулльском Соборе (691–692 гг.). 4. Римский двор и византийская государственность Галла Плацидия и ее эпоха в освещении Прокопия Кесарийского и его источников: 4.1. Самозванец Лже-Феодосий и император Ираклий: к проблеме генезиса византийского самозванчества. 4.2. Императрица Мартина в походах Ираклия: к проблеме генезиса идеи крестовых походов. 4.3. Образ императора Иоанна I Цимисхия (969–976) в повествовании Анны Комниной: миф или плод коллективной памяти? 4.4.Образ императора Андроника I Комнина в творчестве А. П. Каждана. Художественная специфика и историческая реальность. 5. Рим, Византия и Восток: 5.1. Хиониты Аммиана Марцеллина: к вопросу об этнокультурных представлениях позднеримского историка. 5.2. Аттила как «куртуазный» князь: к вопросу о реконструкции религиозно-правовой культуры гуннов. 5.3. Гуннская царица Боа и Юстиниан: Христианизация за кулисами дипломатического протокола. 5.4. Самозванец Лже-Хилбудий — авантюрист или инструмент христианизации восточных славян в эпоху Юстиниана I? 5.5. Феофилакт Симокатта как придворный писатель: к вопросу об аварском этногенезе. 5.6. Культурно-исторические истоки брака «цезаря» Феодосия и персидской царевны Ники. К вопросу о характере династической политики императора Ираклия (610–641). 5.7. Кавказская одиссея Льва III (717–741) и ее значение для политической биографии императора. 5.8. «Скифский Ахилл» Льва Диакона: к вопросу об эволюции мифа. 5.9. Императрица Мария Аланская в повествовании Анны Комниной: к вопросу о генезисе «древнерусского» самозванчества. 5.10. Половецкие ханы и половецкий этнос за кулисами исторического повествования Анны Комниной. 5.11. Борьба за комниновское наследство в свете историософии С. С. Аверинцева: к вопросу о роли монголов в восстановлении Византии в 1261 г. 5.12. Темник Ногай в повествовании Георгия Пахимера: к вопросу об отношениях монгольского беклярбека и византийского императора.


Митрофанов А. Ю.

Император Ираклий (610-641) как защитник христианской веры. Право, общество, дипломатия: Монография —  СПб. : Изд-во СПбДА, 2025. — 538 с. : ил. — (Барсовские чтения).

Рекоменд. к публ. Издат. советом РПЦ ИС Р25-514-0347. — Библиогр.: с. 489-527; Указ. имен: с. 528-545. — ISBN 978-5-6054639-1-7

Автор — доктор исторических наук, доктор истории, искусств и археологии Лувенского Католического Университета, профессор кафедры церковной истории СПбДА, действительный член Барсовского общества Андрей Юрьевич Митрофанов. Монография вышла в книжной серии «Барсовские чтения» — серии научных и учебных изданий, предпринятой начиная с 2023 года Обществом изучения церковного права им. Т. В. Барсова (Барсовским обществом) Санкт-Петербургской Духовной Академии в рамках научно-просветительского проекта, способствующего развитию науки церковного права. В книге рассматриваются правовые принципы политики и дипломатии Византийской империи в эпоху императора Ираклия (610–641) и его предшественников в отношениях с кочевниками евразийских степей. Римляне впервые столкнулись с Парфией — военной державой, созданной евразийскими кочевниками, еще в I в. до Р. Х. Многовековое римско-парфянское соперничество за гегемонию на Ближнем Востоке во многом предопределило характер будущих взаимоотношений Византии и Сасанидского Ирана, исторического преемника Парфии. Важным фактором, позволившим императору Ираклию одержать победу над аварами и персами, автор считает активную христианскую миссию. Содержание: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: Эпоха Юстиниана I (527–565). 1.1. От «реконкисты» Юстиниана до «крестового похода» Ираклия. 1.2. «Гунны» Прокопия Кесарийского как предшественники аваров. 1.3. «Дело» папы Сильверия (536–537) в освещении Прокопия Кесарийского. 1.4. Брак королевы Матасунты и Германа: религиозный аспект и канонический казус. 1.5. Император Юстин I (518–527) и несостоявшийся парфянский брак Каракаллы (198–217). 1.6. Прокопий о египетском походе Диоклетиана. 1.7. Галла Плацидия и гунны в освещении Прокопия Кесарийского и его источников. 1.8. Кавад I (488–496; 498/499–531) и эфталиты в освещении Прокопия Кесарийского. 1.9. Гуннская царица Боа в повествовании Иоанна Малалы. 1.10. Лже-Хилбудий — авантюрист или инструмент христианизации восточных славян в эпоху Юстиниана I? ЧАСТЬ ВТОРАЯ: Эпоха Ираклия. 2.1. Самозванец Лже-Феодосий в труде Феофилакта Симокатты и в действительности. 2.2. Феофилакт Симокатта и проблема происхождения аваров: от историописания к пропаганде. 2.3. Иоанн Малала как историк происхождения аваров и другие источники Феофилакта. 2.4. Крещение «гуннов» в 619/620 г. и гуннские истоки аварского этноса. 2.5. Авары Псевдо-Маврикия. 2.6. Аварский «Потоп»: 580–602 гг. 2.7. Авары и Тиберий. 2.8. Авары и Маврикий. 2.9. Император Ираклий в борьбе с аварами. 2.10. Брак Августы Епифании с Тюрком: исторический факт или глава приключенческого романа? 2.11. Брак Феодосия и Ники. 2.12. Императрица Мартина и ее участие в персидских походах Ираклия.


Мустафин Владимир, протоиерей

Русская философия: курс лекций — СПб. :Изд-во СПбДА, 2025. — 644 с. — (Богословие и философия).

Рекоменд. к публ. Издат. советом РПЦ ИС Р25-506-0139. — Библиогр.: с. 639-643. — ISBN 978-5-6053662-0-1

Курс лекций «Русская философия» доктора богословия honoris causa, профессора кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Владимира Мустафина продолжает серию написанных им учебных пособий, в которой ранее вышли «История античной философии», «История европейской философии», «История европейской философии в Новое время». В данном пособии автор представляет историю русской философии исходя из того положения, что в нем речь должна идти именно о самобытной русской философии, как детище русской культурной истории, а не о влиянии различных направлений европейской философии на нее. Замысел «самобытной русской философии» возник в 30–40-х гг. XIX в. в двух вариантах. В первом из них, появившемся в сфере духовно-академического образования, она мыслилась как имеющая своим основанием христианско-православное вероучение. Сущность второго варианта, сформулированного славянофилами, состояла в сознательном противопоставлении русской (антирационалистической и потому основанной на христианско-православном мировоззрении) и «рационалистической» западноевропейской философии. Духовно-академический замысел о русской самобытной философии получил свое окончательное воплощение в работах В. Д. Кудрявцева-Платонова в 70-80-е гг. XIX столетия. Но широкой известности он не имел, и его влияние ограничивалось лишь сферой церковно-православной общественности. Славянофильский же замысел о самобытной русской философии в то же самое время получил развитие в творчестве В. С. Соловьева. Влияние самобытной русской философии было довольно сильным на ту сравнительно небольшую часть русской интеллигенции, которая своей убежденностью, что по-настоящему жизнеспособное мировоззрение не может быть не религиозным, противопоставляла себя основной массе почти сплошь материалистической и атеистической светской русской интеллигенции. Так в России в начале XX в. возник «религиозно-философский ренессанс». Однако революционный разгром всего культурного строя России исключил всякую возможность дальнейшей реализации замысла о самобытной русской философии в обоих его вариантах. Пособие рекомендуется преподавателям и студентам богословских учебных заведений, теологических факультетов светских вузов, а также всем изучающим историю философии. Оглавление: Часть первая. ИСТОРИОГРАФИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. 1. Архимандрит Гавриил (Воскресенский; 1795–1868). 2. Яков Николаевич Колубовский (1863–1929). 3. Владимир Викторович Чуйко (1839–1899). 4. Александр Иванович Введенский (1856–1925). 5. Эрнест Леопольдович Радлов (1854–1928). 6. Алексей Федорович Лосев (1893–1988). 7. Густав Густавович Шпет (1879–1937). 8. Борис Валентинович Яковенко (1884–1949). 9. Протоиерей Василий Васильевич Зеньковский (1881–1962). 10. Николай Онуфриевич Лосский (1870–1965). Часть вторая. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. 1. Протоиерей Федор Федорович Сидонский (1805–1873). 2. Василий Николаевич Карпов (1798–1867). 3.Алексей Степанович Хомяков (1804–1860). 4. Иван Васильевич Киреевский (1806–1856). ЗАПАДНИКИ. 1. Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). 2. Виссарион Григорьевич Белинский (1811–1848). 3. Александр Иванович Герцен (1812–1870). 4. Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889). ДУХОВНО-АКАДЕМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. 1. Протоиерей Федор Александрович Голубинский (1797–1854). 2. Виктор Дмитриевич Кудрявцев-Платонов (1828–1891): 2.1. «Что такое философия?» 2.2. Происхождение идеи о Боге. 2.3. Гносеология Кудрявцева. 2.4. Доказательства бытия Божия. 2.5. Православный теизм. 3. Памфил Данилович Юркевич (1827–1874): 3.1. «Из науки о человеческом духе». 3.2. «Материализм и задачи философии». 3.3. «Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия». 3.4. «Разум по учению Платона и опыт по учению Канта». 4. Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885). 4.1. «Россия и Европа». 4.2. «Дарвинизм». 5. Константин Николаевич Леонтьев (1831–1891). 5.1. Система консерватизма Леонтьева ЗАПАДНИКИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. ПОЗИТИВИСТЫ. 1. Константин Дмитриевич Кавелин (1818–1885). 2. Петр Лаврович Лавров (1823–1900). 3. Николай Константинович Михайловский (1842–1904). ГЕГЕЛЬЯНЦЫ. 1. Борис Николаевич Чичерин (1829–1904). 2. Павел Александрович Бакунин (1820–1900). 3. Николай Григорьевич Дебольский (1842–1918). 4. Николай Николаевич Страхов (1828–1896). НЕОКАНТИАНЦЫ. 1. Александр Иванович Введенский (1856–1925). НЕОЛЕЙБНИЦИАНЦЫ. 1. Алексей Александрович Козлов (1831–1901). 2. Николай Онуфриевич Лосский (1870–1965). 3. Сергей Алексеевич Алексеев-Аскольдов (1871–1945). 4. Лев Михайлович Лопатин (1855–1920). ЛИНИЯ В.С. СОЛОВЬЕВА В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. 1. Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900). 1.1. Кризис западной философии (против позитивистов)». 1.2. «Философские начала цельного знания». 1.3. «Чтения о Богочеловечестве». 1.4. «Критика отвлеченных начал». 1.5. «Оправдание добра». 1.6. Теоретическая философия. 2. Сергей Николаевич Трубецкой (1862–1905). 3. Евгений Николаевич Трубецкой (1863–1920). «ВЕХИ». 1. Сергей Николаевич Булгаков (1871–1944) 2. Николай Александрович Бердяев (1874–1948). 3. Семён Людвигович Франк (1877–1950).


Добыкин, Дмитрий Георгиевич

Неканонические книги Ветхого Завета: Учебное пособие / Кафедра библеистики СПбДА — Изд. 2-е, испр. и доп. —  СПб. : Изд-во СПбДА, 2025. — 232 с. — (Библеистика).

Рекоменд. к публикации Издат. советом РПЦ ИС Р22-207-0153. — Библиогр.: с. 216-230. — ISBN 978-5-6048867-2-4

Второе, исправленное и дополненное издание учебного пособия кандидата богословия, доцента кафедры библеистики Санкт-Петербургской духовной академии Дмитрия Георгиевича Добыкина знакомит с различными взглядами библеистов на неканонические книги. В нем на основании русских и иностранных трудов излагаются основные экзегетические и исагогические сведения, а также рассматриваются неканонические дополнения в канонических книгах. В приложении анализируется Четвертая книга Маккавеев, отсутствующая в русских православных изданиях Библии, но имеющаяся в греческих. Учебное пособие рекомендуется преподавателям и студентам богословских учебных заведений, теологических факультетов светских вузов, а также всем, интересующимся Священным Писанием. СОДЕРЖАНИЕ: 1 Исагогика и экзегетика неканонических книг. 1.1. Вторая книга Ездры. 1.2. Книга Товита. 1.3. Книга Иудифи. 1.4. Книга Премудрости Соломона. 1.5. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. 1.6. Послание Иеремии. 1.7. Книга пророка Варуха. 1.8. Первая книга Маккавейская. 1.9. Вторая книга Маккавейская. 1.10. Третья книга Маккавейская. 1.11. Третья книга Ездры. 2 Неканонические дополнения. 2.1. Молитва Манассии. 2.2. Дополнения к книге Есфирь. 2.3. Дополнение к книге Иова. 2.4. Псалом 151. 2.5. Дополнения к книге пророка Даниила. 3. Приложение. Четвертая книга Маккавейская, или «о владычестве разума».


Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Симферопольский и Крымский, исп. (1877-1961)

О болезнях души и тела: Проповеди / Предисл. архимандрита Симеона (Томачинского) —  Свято-Троицкая Сергиева лавра : Культурно-просветительский центр «Киновия», 2025. — 272 с.

Рекоменд. к публикации Издат. Советом РПЦ ИС Р25-512-3293. — ISBN 978-5-00009-309-2

В настоящем издании собраны проповеди святителя Луки (Войно-Ясенецкого), произнесённые им в годы служения на Симферопольскрй кафедре. Текст проповедей подготовлен по первоисточнику — машинописному собранию , хранящемуся в библиотеке Московской духовной академии. В книгу вошли избранные проповеди, посвящённые темам, связанным с болезеями тела и души.


Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Симферопольский и Крымский, исп. (1877-1961)

О добродетелях: Проповеди — Свято-Троицкая Сергиева лавра: Культурно-просветительский центр «Киновия», 2025. — 272 с.

Рекоменд. к публикации Издат. Советом РПЦ ИС Р25-512-3294. — ISBN 978-5-00009-310-8

В настоящем издании собраны проповеди святителя Луки (Войно-Ясенецкого), произнесённые им в годы служения на Симферопольскрй кафедре. Текст проповедей подготовлен по первоисточнику — машинописному собранию , хранящемуся в библиотеке Московской духовной академии. В книгу вошли избранные проповеди, посвящённые темам, связанным с болезеями тела и души.


Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Симферопольский и Крымский, исп. (1877-1961)

О страстях: Проповеди — Свято-Троицкая Сергиева лавра: Культурно-просветительский центр «Киновия», 2025. — 272 с.

Рекоменд. к публикации Издат. Советом РПЦ ИС Р25-512-3295. — ISBN 978-5-00009-311-5

В настоящем издании собраны проповеди святителя Луки (Войно-Ясенецкого), произнесённые им в годы служения на Симферопольскрй кафедре. Текст проповедей подготовлен по первоисточнику — машинописному собранию, хранящемуся в библиотеке Московской духовной академии. В книгу вошли избранные проповеди, посвящённые борьбе со страстями.


Лега, Виктор Петрович (1955-)

История западной философии: В 2-х кн., Кн. II. Новое время. Современная западная философия — 4-е изд., доп. и перераб. —  М. : Изд-во ПСТГУ, 2025. — 624 с. — Библиогр.: с. 610-618. — ISBN 978-5-7429-1662-8 (Кн. 1); 978-5-7429-1526-3.

Издание подготовлено на основе курса лекций по истории западной философии, который автор много лет читает в ПСТГУ, а также в других московских вузах. Подробно излагая основные философские учения Античности, Средневековья и Возрождения, автор показывает связь рассматриваемых философских вопросов с христианским богословием, в частности – с учением отцов Церкви. Особое внимание уделяется проблемам христианской апологетики – вопросам отношения веры и разума, доказательств бытия Бога, существования в мире зла и страданий, свободы и предопределения и т. п. Рекомендовано учащимся высших учебных заведений, а также всем интересующимся философией. СОДЕРЖАНИЕ: I. Раздел четвертый. Философия Нового времени. Глава 1. Философия XVII в. Возникновение науки Нового времени. Глава 2. Французское просвещение. Глава 3. Немецкая классическая философия. II. Раздел пятый. Современная западная философия. Глава 1. Позитивизм. Глава 2. Марксизм. Глава 3. Неокантианство. Глава 4. Абсолютный идеализм. Глава 5. Философия жизни. Глава 6. Феноменология. Глава 7. Экзистенциализм. Глава 8. Психоанализ. Глава 9. Франкфуртская школа. Глава 10. Неотомизм. Глава 11. Философская антропология. Глава 12. Персонализм.


Лега, Виктор Петрович (1955-).

История западной философии: В 2-х кн., Кн. I. Античность. Средневековье. Возрождение — 4-е изд., доп. и перераб — М. : Изд-во ПСТГУ, 2025. — 648 с. — Библиогр.: в сносках. — ISBN 978-5-7429-1661-1 (Кн. 1); 978-5-7429-1526-3.

Издание подготовлено на основе курса лекций по истории западной философии, который автор много лет читает в ПСТГУ, а также в других московских вузах. Подробно излагая основные философские учения Античности, Средневековья и Возрождения, автор показывает связь рассматриваемых философских вопросов с христианским богословием, в частности – с учением отцов Церкви. Особое внимание уделяется проблемам христианской апологетики – вопросам отношения веры и разума, доказательств бытия Бога, существования в мире зла и страданий, свободы и предопределения и т. п. Рекомендовано учащимся высших учебных заведений, а также всем интересующимся философией. СОДЕРЖАНИЕ: I. Раздел первый. Античность. Глава 1. Возникновение философии. Глава 2. Досократовская философия. Глава 3. Классическая греческая философия. Глава 4. Эллинистическая философия. II. Раздел второй. Средневековая философия. Глава 1. Патристическая философия. Глава 2. Схоластика. III. Философия эпохи Возрождения.


Исповедь и откровение в духовном наследии оптинских старцев / авт.-сост. иером. Димитрий (Волков) — Козельск : Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2025. — 447 с. : ил.

Рекоменд. к публикации Издат. советом РПЦ ИС Р25-442-3647. — Библиогр.: с. 439-441. — ISBN 978-5-86594-357-0

Оптина пустынь на протяжении столетия была для России «училищем благочестия» и покаяния. Наставления и богатейший духовный опыт преподобных старцев и сейчас не утратили своей значимости. Что такое исповедь и как правильно к ней подготовиться? Чем исповедь отличается от откровения помыслов? Почему исповедь иногда «не помогает» бороться с грехом? Чем руководствоваться при выборе духовника и какие при этом возникают недоумения? Ответы на эти и многие другие вопросы дают оптинские старцы. Их поучения о покаянии — это слово пастырей, пекущихся о благе каждой души. Собранные в книге изречения старцев сопровождаются разъяснениями и комментариями, изложенными в доступной для широкого круга читателей форме. СОДЕРЖАНИЕ: Глава 1. Исповедь и покаяние: 1.1. Оптинские старцы о покаянии. 1.2. Чем восполняется недостаточность покаяния. 1.3. Значение исповеди. 1.4. Затруднения на исповеди. 1.5. Смущение после исповеди. 1.6. О стяжении смиренного настроения через память грехов. Глава 2. Откровение помыслов: 2.1. Об очищении помыслов. 2.2. Выбор и оставление духовника. 2.3. Как и что исповедовать. 2.4. Препоны в откровении. Козни врага. Глава 3. Борьба с помыслами: 3.1. О том, что такое помыслы. 3.2. Как бороться с помыслами. 3.3. ВИды помыслов. Причины их умножения. Глава 4. Наставления духовникам и старицам: 4.1. Наставления преимущественно духовникам. 4.2. Наставления принимающим помыслы, по преимуществу старицам.


История немецкой реформации: время, люди, события: Учебное пособие по аспекту «Страноведение» (на нем. яз.) / Сост.: Л.С. Никифорова, Я.С. Немцова. — ; М. : Изд-во ПСТГУ, 2021. — 56 с. — Библиогр.: с. 55.

Целью сборника является ознакомление с периодом Реформации в Германии 16 века через знакомство с личностями, сотворившими эту эпоху. Хотя главной фигурой и идеологм движения Реформации был Мартин Лютер, его окружали люди, так или иначе формировавшие этот период независимо от того, были они его сподвижниками или противниками; среди последователей Лютера были разногласия, которые привели к образованию разных ветвей реформаторской церкви. В сборник включены тексты, которые разъясняют суть и форму этих направлений.


Нофал, Фарис Османович.

Очерки по самаритянскому богословию XVIII в. (на материале трактата «Рассеяние тьмы, покрывающей тайны Дарующего») —  Сергиев Посад : Изд-во Московской духовной академии, 2025. — 168 с. — (Корпус христианских текстов и исследований: Приложение к журналу «Библия и христианская древность»).

Допущено к распростр. Издат. советом РПЦ ИС Р25-423-0528. — Библиогр.: с. 152-160; Имен. указ.: 161-162; Индекс исследователей: с. 163; Индекс богословских понятий: с. 163-166. — ISBN 978-5-907449-41-1

Предлагаемая вниманию читателя книга впервые в истории отечественной (и на сегодняшний день — мировой) востоковедческой науки реконструирует религиозно-философские взгляды самаритянского мыслителя ал-Газзала ибн ʼАбу Сурура (ум. после 1755). На материале фундаментального толкования теолога на две первые книги Самаритянского Пятикнижия автор воссоздаёт онтологические, натурфилософские и историософские учения самаритянских мыслителей XVIII в., рассматривает их в контексте эволюции общеавраамических спекулятивно-богословских концепций и в зависимости от средневекового арабо-мусульманского дискурса. Книга адресована философам, богословам, литературоведам, а также всем, кто интересуется историей иудаизма, ислама и христианства. СОДЕРЖАНИЕ: 1. Глава 1. Автор «Рассеяния…» и самаритянская община Газы XVIII в. 2. Глава 2. «Божественный огонь жертвенника»: авраамическая теология «Рассеяния…». 3. Глава 3. Время и вечность: онтологические и натурфилософские концепции «Рассеяния…». 4. Глава 4. Экзегеза «Рассеяния…» и богословие священной истории человечества.


Чапаева, Любовь Георгиевна

Идеологемы славянофильско-западнического дискурса 1830-1840-х годов: Монография — М.: Директ-Медиа, 2025. — 156 с. — Библиогр.: с. 141-154. — ISBN 978-5-4499-5232-5.

Монография является продолжением исследований автора одного из важных, но недостаточно исследованных периодов в истории русского литературного языка XIX века — 30–40-м годам, когда культурно-языковая ситуация во многом определялась дискуссией славянофилов и западников, формировавшей особый идеологический дискурс. В этом дискурсе формировались особые лексические единицы — идеологемы, которые становятся важным результатом языковой полемики, так как история языка есть в то же время и история слова, особенно если это слово становится элементом активного слоя общенационального идеологического лексикона, обогащая ментальный контекст национального культурно-исторического развития.Монография может быть интересна специалистам в области истории русского языка, лингвокультурологам, а также студентам и магистрантам, изучающим филологию. СОДЕРЖАНИЕ: 1. Основные понятия исследования: 1.1 Дискурс. 1.2. Идеологический дискурс. 1.3. Идеологема. 2. Славянофильско-западнический дискурс. 3. Западник и славянофил: история номинаций: 3.1. Западник. 3.2. Славянофил. 4. Полемика как внешняя форма идеологического дискурса. 5. Оппозиция свое — чужое в идеологическом дискурсе. 6. Идеологема народность как символ эпохи. 7. Россия (Восток) — Запад (Европа). 8. Лексема патриотизм: становление идеологемы. 9.Прошлое — настоящее // старое — новое. 10. Прогресс как идеологема западнического дискурса. 11. Пространство и время как оппозиция славянофильско-западнического дискурса. 12. Москва — Петербург: азиатское — европейское.


Викулов Андрей, диак.

Скорби и гонения как путь ученика Христова в свете богословия Евангелия от Иоанна —  Сергиев Посад: Изд-во Московской духовной академии, 2025. — 308 с. — (Библиотека христианской литературы).

Рекоменд. к публикации Издат. советом РПЦ ИС Р25-503-0059. — Библиогр.: с.285-307. — ISBN 978-5-907449-40-4

В книге всесторонне исследуется тема пути ученика Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна. Ученик — тот, кто идёт за Спасителем. Причём, следование за Ним традиционно понимается как сопряжённый со страданиями крестный путь христианина, который в конце приводит его в обители Отца Небесного. Следование за Христом — не географическое перемещение в пространстве, а образ духовной жизни человека со Христом. Книга представляет собой исследование на основе анализа евангельских нарративов, причём, богословско-филологический анализ в данном случае сосредоточен на глаголе «следовать». К изучению указанной глагольной формы добавляются вопросительные местоимения «откуда/где/куда», а также конкретизирующие мотивы света/тьмы, знания/незнания и др. Книга носит научно-популярный характер и предназначена для всех, кто интересуется библейским богословием. СОДЕРЖАНИЕ: Глава I. Смысловое поле термина «следовать» (ἀκολουθέω) в Священном Писании Ветхого и Нового Завета. 1. Поэтапное развитие значения термина ἀκολουθέω. 1.1. Смысловое поле термина ἀκολουθέω в греко-римской литературе. 1.2. Смысловое поле термина ἀκολουθέω в Ветхом Завете. 2. Концепция следования за Христом в Новом Завете. 2.1. Следование за Христом в синоптических Евангелиях. 2.2. Следование за Христом в Откровении Иоанна Богослова (Откр. 14, 1-5). Глава II. Путь вслед за Христом в Евангелии от Иоанна. 1. Социально-исторические предпосылки Евангелия от Иоанна. 1.1. Исцеление расслабленного при купальне Вифезда (Ин. 5, 16.18). 1.2. Господь на празднике Кущей (Ин. 7, 1.7.19.25). 1.3. Господь на празднике Кущей (Ин. 8, 37.40). 1.4. Исцеление слепорождённого (Ин. 9, 22.34; 12, 42). 1.5. Беседа на Тайной Вечере (Ин. 15, 18 — 16, 4; 17, 14). 2. Концепция следования за Христом в Евангелии от Иоанна. 2.1. Пребывание со Христом как основа пути (Ин. 1, 35-51). 2.2. Знание пути при следовании за Христом (Ин. 8, 12). 2.3. Следование за Христом как шествие за добрым и заботливым Пастырем (Ин. 10, 1-42). 2.4. Следование за Христом как путь смерти и славы (Ин. 12, 26). 2.5. Необходимость смирения на пути следования за Христом (Ин. 13, 21 — 14, 6). 2.6. Следование за Христом как путь любви (Ин. 21, 1-23). Заключение.


Григорий (Матрусов), иером.

Вечный король Норвегии. Святой благоверный князь Олав — просветитель Норвегии —  Сергиев Посад : издательство Московской духовной академии, 2025. — 416 с. — (Библиотека христианской литературы).

Рекомендовано к публикации Издат. Советом РПЦ ИС Р24-404-0089. — Библиогр.: с. 356; Список терминов: с. 367-368. — ISBN 978-5-907449-39-8

В истории есть выдающиеся личности, которые определяют судьбу своих стран и народов. Проходят тысячи лет, но их деятельность не теряет своего значения, напротив, получает более глубокое осмысление и оценку. Таким человеком был великий норвежский король Олав Харальдссон (995–1030), креститель и просветитель Норвегии, один из самых любимых святых в Европе в Средние века. После Реформации его почитание фактически сошло на нет. Данная монография рассказывает об историческом контексте деятельности святого Олава, его жизни и просветительских трудах. Отдельно отмечается живая связь святого Олава с Россией, которая в наши дни приобретает особую актуальность. Серия «Библиотека христианской литературы», в которой вышла книга, была основана в текущем году. Ее задача состоит в издании книг преподавателей и выпускников Московской духовной академии, а также иных авторов с целью популяризации православного вероучения. В серию могут входить как современные, так и дореволюционные авторы при утверждении их текстов редколлегией. Автор — иеромонах Григорий (Матрусов), является выпускником Московской духовной академии. В 2010 году получил ученую степень кандидата богословия. Обучался на лицензиате, а после в докторантуре Папского восточного института (Рим) на факультете канонического восточного права, где в 2013 году защитил докторскую работу «Каноны первого тысячелетия в современной жизни Православной Церкви: проблемы и практика применения». Обучение продолжил на лицензиате Папского института арабистики и исламистики. Церковный историк. Доктор канонического права, более 10 лет изучал ислам. С ноября 2018 года — председатель Экспертного совета при Патриархе Московском и всея Руси по взаимодействию с исламским миром. Патрология История Церкви Книга 3 мин Вечный король Норвегии. Святой благоверный князь Олав – просветитель Норвегии Матрусов Даниил Николаевич Издательство Московской духовной академии, 2025 АННОТАЦИЯ. В истории есть выдающиеся личности, которые определяют судьбу своих стран и народов. Проходят тысячи лет, но их деятельность не теряет своего значения, напротив, получает более глубокое осмысление и оценку. Таким человеком был великий норвежский король Олав Харальдссон (995–1030), креститель и просветитель Норвегии, один из самых любимых святых в Европе в Средние века. После Реформации его почитание фактически сошло на нет. Данная монография рассказывает об историческом контексте деятельности св. Олава, его жизни и просветительских трудах. Отдельно отмечается живая связь святого Олава с Россией, которая в наши дни приобретает особую актуальность. СОДЕРЖАНИЕ: 1. Введение. В поисках исторической правды. 2. Источники и литература. Историография. 2.1. Общие замечания. Проблематика анализа. 2.2. Источники. Краткий обзор. 2.3. Краткий обзор литературы. Глава I. Христианство в Скандинавии и Норвегии до святого Олава. 1. Христианство в Европе в XI веке. 1.1. Европа и Норвегия на рубеже тысячелетий. Викинги. .1.2. Христианство в Европе на рубеже первого и второго тысячелетий. 2. Христианство в Скандинавии. 2.1. Особенности и этапы христианизации в Скандинавии. 2.2. Христианство в Дании. 2.3. Христианство в Швеции. 2.4. Христианство в Исландии. 3. Христианство в Норвегии до св. Олава. 3.1. Хронология основных направлений и формы христианизации Норвегии. 3.2. Святой Ансгарий. 3.3. Святая Суннива. Ирландское влияние. 3.4. Хокон Добрый. 3.5. Олав Трюггвасон. Глава II. Жизненный путь святого Олава. 1. Жизнь св. Олава до принятия Христианства. 1.1. Предки Олава Харальдссона. 1.2. Рождение и воспитание св. Олава. 1.3. Олав — викинг. 1.4. Св. Олав на службе у европейских королей. 2. Принятие св. Олавом Христианства. Крещение Норвегии. 2.1. Знакомство св. Олава с Христианством. 2.2. Крещение святого конунга. 2.3. Возвращение св. Олава в Норвегию. 2.4. Олав становится правителем Норвегии. 2.5. Крещение страны. 2.6. Миссионерские труды св. Олава и устроение церковной жизни. 2.7. Труды св. Олава по объединению Норвегии. Законодательство. 2.8. Отношения св. Олава как правителя Норвегии со Швецией. 3. Кончина св. Олава. 3.1. Противники святого конунга. 3.2. Бегство св. Олава из Норвегии. Пребывание на Руси. 3.3. Возвращение св. Олава в Норвегию. 3.4. Перед последней битвой. 3.5. Битва при Стиклестаде. 3.6. Прославление св. Олава. 4. Конунг Олав — черты святости. 4.1. Общие соображения. 4.2. Благочестивая жизнь св. Олава на основе повествования Снорри Стурлусона. 4.3. Прижизненные чудеса. Глава III. Плоды трудов святого Олава. 1. Почитание св. Олава в Норвегии по его кончине. 1.1. Чудеса св. Олава по кончине. Снорри Стурлусон. 1.2. Чудеса св. Олава по кончине. Свидетельства других источников. 1.3. Всенародное почитание св. Олава в Норвегии. 1.4. Отношение к св. Олаву в Норвегии в наше время. 2. Норвегия — единое государство. 3. Почитание св. Олава за пределами Норвегии. 3.1. Почитание св. Олава в Скандинавии. 3.2. Почитание св. Олава на Британских островах. 3.3. Слава св. Олава в других странах Европы и за её пределами. 4. Православное почитание св. Олава в России и на его родине. 4.1. Почитание на Руси. Церковь св. Олава в Новгороде. 4.2. Русское почитание св. Олава в Норвегии. 5. Современные свидетельства чудесной помощи. Глава IV. Насущные церковные вопросы и задачи в связи с почитанием святого Олава. 1. Почитание и канонизация святых в Православной Церкви. 1.1. Актуальность вопроса почитания святых неразделённой Церкви. 1.2. Святость в Православной Церкви. Принципы канонизации святых. 1.3. Святые древней Церкви. Святые неразделённой Церкви Х-ХI вв. 2. О целесообразности и своевременности православной канонизации св. Олава. 2.1. Св. Олав — яркий представитель православной святости. 2.2. Позиция западных исследователей в отношении св. Олава. Смущения и недоумения исследователей. 2.3. Пути и способы разрешения недоумений. Заключение. Приложение № 1. Богослужебные тексты. А. Тропарь и кондак св. Олаву. Приложение № 2. Современные свидетельства чудесной помощи святого Олава. А. Чудо в Санкт-Петербурге (письмо игумену Клименту, настоятелю прихода в честь св. равноап. Ольги РПЦ в г. Осло). Б. Помощь св. Олава в Москве (письмо игумену Клименту, настоятелю прихода в честь св. равноап. Ольги РПЦ в г. Осло). Приложение № 3. Некоторые выдающиеся западные святые неразделённой Церкви.


Егизарян Э.

Иудея библейских времен. Религиозно-общинная и повседневная жизнь —  М. : Изд-во ББИ, 2025. — 220 сс. — (Богословские исследования). — ISBN 978-5-89647-437-1.

В настоящей книге автор, библеист и историк, предпринимает попытку на основании библейских и других древних источников воссоздать духовно-религиозную и социально-политическую жизнь провинции Иудея в державе Ахеменидов. Автор выявляет ментальные и поведенческие установки лидеров иудейской общины, исследует генезис такого социального института, как синагога, показывает всю многогранность и многоплановость духовной жизни иудейского общества ахеменидского периода. Кроме того, исследована демографическая проблематика и социальная структура Иудеи, рассмотрены особенности иудейского священства и многое другое. Монография рекомендуется преподавателям и студентам богословских и исторических факультетов учебных заведений, а также всем интересующимся библейской историей и библеистикой. СОДЕРЖАНИЕ: ГЛАВА 1. «Духовная жизнь»: основные подходы в гуманитарных областях. 1.1. Теологическая перспектива. 1.2. Философская перспектива. 1.3. Психологическая перспектива. 1.4. Социологическая перспектива. 1.5. Культурологическая перспектива. 1.6. Политологическая перспектива. ГЛАВА 2. «Духовная жизнь» в исторической перспективе и ее слагаемые. 2.1. Многомерность явления. 2.2. Ветхозаветное понимание истории. 2.3. Слагаемые духовной жизни общества. ГЛАВА 3. Источники и их специфика. 3.1. Проблемы источников. 3.2. Библейские нарративные источники. 3.3. Персидские, месопотамские и египетские источники. 3.4. Греческие и латинские источники. 3.5. Археологические материалы. ГЛАВА 4. Духовная жизнь в ахеменидской Иудее. 4.1. Религиозно-политический облик послепленной Иудеи. 4.2. Административно-финансовые реформы. 4.3. Хронология и периодизация. 4.4. Религиозная политика Ахеменидов. 4.5. Статус провинции Иудея. 4.6. Политические партии в Иудее. 4.7. Теократия. 4.8. Население провинции. 4.9. Семейная реформа. 4.10. Значение Иерусалима. ГЛАВА 5. Социальные институты в ахеменидской Иудее. 5.1. Нежреческие институты. 5.2. Жречество. 5.3. Нефинеи и «сыны рабов Соломона». 5.4. Синагога.


Ианнуарий (Ивлиев), архимандрит (1943-2017)

Жемчужина Нагорной проповеди. О главном в христианстве  — М. : Изд-во ББИ, 2025. — х + 231 с.- (Современная библеистика). — ISBN 978-5-89647-442-5.

Книга ведущего отечественного библеиста, архимандрита Ианнуария (Ивлиева; 1943–2017) посвящена одному из ключевых текстов Евангелия от Матфея – Нагорной проповеди Иисуса Христа, которая является квинтэссенцией Его этического учения. Комментируя практически каждое слово этого евангельского фрагмента, автор вводит читателя в широкий богословский, исторический и культурологический контекст и размышляет о том, чему Нагорная проповедь учит каждого из нас. СОДЕРЖАНИЕ: Вступление. Ситуация (5: 1-2). 1. Блаженства (5: 3-12): 1.1.Первое блаженство (5: 3). 1.2.Второе блаженство (5:4). 1.3.Третье блаженство (5: 5). 1.4.Четвертое блаженство (5: 6). Экскурс 1: Всемогущество Божие. 1.5.Пятое блаженство (5: 7). 1.6. Шестое блаженство (5:8 ). 1.7.Седьмое блаженство (5: 9). 1.8.Восьмое блаженство (5: 10). 1.9. Девятое блаженство (5: 11-12). 2. Соль земли и свет мира (5: 13-16). 3. Христос и Закон (5: 17-20). Экскурс 2: Правда. 4. Первая антитеза. Об убийстве (5: 21-26). 5. Вторая антитеза. О прелюбодеянии (5: 27-30). 6. Третья антитеза. О разводе (5: 31-32). 7. Четвертая антитеза. О клятве (5: 33-37). 8. Пятая антитеза. О мести и непротивлении (5: 38-42). 9. Шестая антитеза. О любви к врагам (5:43-48). Экскурс 3. Особенности библейского понятия «любовь». Экскурс 4. Реальные следствия заповеди «любви к врагам». 10. О милостыне (6: 1-4). 11. О молитве (6: 5-15). 12. О посте (6: 16-18). 13. Сокровища на земле и на небе (6: 19-21). 14. Свет или тьма (6: 22-23). 15. Бог или мамона (6: 24). 16. О заботах(6: 25-34). 17. О неосуждении ближнего (7:1-6). 18. О прошении и «золотое правило» (7: 7-12). 19. «Входите тесными вратами» (7: 13-14). 20. О лжепророках (7: 15-20). 21. Опасность самообмана (7:21-23). 22. Притча о двух строителях (7: 24-27). 23. Реакция народа на проповедь Иисуса (7: 28-29).


Симоньян М.

В начале было Слово — в конце будет Цифра — М. : Изд-во АСТ, 2025. — 464 с. — (Мысли о Родине). — ISBN 978-5-17-164072-9.

Давно отгремела ядерная война, давно изобретено медицинское воскрешение, и на земле, населенной сотней миллиардов воскрешенных людей, официально объявлены последние времена. Развалины бывших городов украшены портретами святой свиньи Гертруды, которой в далеком 2020-м году Илон Маск вживил первый чип. Теперь уже прочипировано все человечество — впрочем, слово «человек» запрещено Демократией, как и слово «Бог». Миллиардами человекоподобных правит «Искусственное Я». Так проходят последние дни в ожидании конца света. Молодой ученый Альфа Омега, и его ассистентка вместе ищут способ спасти человечество, но осознают, что сделать это можно только бросив вызов всесильному ИЯ. Маргарита Симоньян написала роман о том, как в реальности будет происходит Апокалипсис — в полном соответствии с библейскими пророчествами. В интервью Симоньян говорит, что эта книга — самое главное, что она когда-либо сделала в жизни: «Бог есть, а смерти нет. Но только для тех, кто поторопится заслужить рай и бессмертие, ведь времени почти не осталось».


Гайда, Федор Александрович.

Интеллигенция и Церковь в России в XIX-начале XX века: Очерки по истории идей — М. : Изд-во ПСТГУ, 2025. — 480 с. — Библиогр.: с. 462-479. — ISBN 978-5-7429-1683-3.

В монографии рассматривается проблема отношения российских образованных людей XIX – начала XX в. к Православной Церкви. Взгляд на Церковь оказался принципиально важным для формирования самосознания отечественной интеллигенции, которое сложилось в эту непростую эпоху. Исследование выстроено в виде отдельных очерков и использует наработки такого направления, как история понятий. Именно в обозначенный период постепенно оформились столь важные и для общественного движения, и для данной темы понятия, как «народность», «личность», «прогресс», «соборность», «интеллигенция». Без них самоопределение интеллектуалов и их позиционирование по отношению к Церкви были бы немыслимы. Автор рассматривает историю мысли как напряженную борьбу разных тенденций, каждая из которых могла взять верх и определить дальнейшие духовные поиски. Судьба страны, направление ее развития во многом зависели от исхода этих столкновений. Издание предназначено всем интересующимся историей России XIX – начала XX в. и историей русской интеллигенции. СОДЕРЖАНИЕ: ГЛАВА 1. Народность, прогресс, историческая Церковь (1810–1830-е годы). 1.1. Предыстория уваровской «триады». 1.2. «Народность» в составе «триады». 1.3. «Православие» в триаде С. С. Уварова. 1.4. Теократическая утопия П. Я. Чаадаева. 1.5. Рождение в общественной мысли понятия «прогресс». ГЛАВА 2. «Рай Христов»: личность, свобода, любовь (1786–1881 гг.). 2.1. «Не упасть под бременем зол, человека давящих»: размышления молодого М. М. Сперанского. 2.2. А. С. Пушкин на пути к реализму. 2.3. Наполеон, Фауст, Гамлет, Христос: проблематика свободы и «личности» в России в 1838 г. 2.4. Понятие «личность» в эпоху Достоевского: самосознание или самопожертвование? ГЛАВА 3. Личность, социальность, соборность. Церковь как идеальное общество (1824–1881 гг.). 3.1. Зачем униатов делать православными? Взгляды интеллектуальных кругов России на унию к 1839 г. 3.2. «Русская идея» Ф. М. Достоевского. 3.3. «Не захват и не насилие, а ради всеслужения человечеству»: проект вселенской империи у Ф. М. Достоевского. 3.4. Идеал в либеральной традиции пореформенного времени. 3.5. А. Д. Градовский и Ф. М. Достоевский: спор о русских мальчиках. 3.6. «Соборность»: к вопросу о рождении термина. ГЛАВА 4. Интеллигенция как альтернатива Церкви (1880–1900-е годы). 4.1. «Русская интеллигенция»: рождение понятия. 4.2. Миссия интеллигенции в российской общественной мысли пореформенного времени. 4.3. Дискуссии о «личности» и «соборности» на рубеже XIX–XX вв. 4.4. Д. Н. Шипов: мечтатель в лапах Realpolitik. ГЛАВА 5. Интеллигенция и революция духа (начало ХХ в.). 5.1. «Интеллигенция — живой дух России». 5.2. Интеллигенция и преображение: политический контекст произведений С. Н. Булгакова 1910–1917 гг. 5.3. Русская политическая общественность начала ХХ в. о вере и о Церкви. ГЛАВА 6. Послереволюционный эпилог: личность, соборность, интеллигенция. 6.1. Г. В. Флоровский: ревизия основ философии и богословия. 6.2. Личность, соборность: возвращение к отцам. 6.3. «Интеллигенция»: чудо воскрешения в советский период.