logo
Тульская духовная семинария
Основана в 1801, возрождена в 2002 году.
Главная / Публикации / Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий: памяти митрополита Тульского и Белевского Серапиона (Фадеева)

Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий: памяти митрополита Тульского и Белевского Серапиона (Фадеева)

«Иди за Мною!..» (Ин. 21, 22)

О пастырском призвании, вере во Христа и верности Церкви на примере жизни Высокопреосвященного Серапиона, митрополита Тульского и Белевского (1933 – 1999).

.

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, братья и сестры, преподаватели и студенты нашей духовной школы!

Словом миром и любви о Христе сердечно приветствую всех вас в этот благословенный великопостный день, когда Святая Церковь совершает память великого во святителях и дивного во страдальцах Серапиона, архиепископа Новгородского Чудотворца, богопрославленного подвижника святой Руси XVI в. и духовного покровителя старца и святителя Земли Тульской Высокопреосвященного митрополита Серапиона (Фадеева), который сегодня отмечает день своего тезоименитства.

Мы с вами только что в нашем семинарском храме вознесли молитву к престолу благодати (Евр. 4, 16) об упокоении души его в селениях праведных. Отец-ректор уже сказал о том, что личность владыки-митрополита Серапиона для нашей духовной школы особо значимая, потому что Божественному Промыслу было угодно судить этому служителю Христовой Церкви оказаться в очень непростое, бурное время минувшего ХХ в., исполненного разных потрясений в жизни Церкви Русской, Отечества и народа нашего, тем связующим звеном, которое позволило, казалось бы, разорвавшейся в ХХ в. исторической нити бытия нашей духовной школы опять явить свою неразрывность, которая, как понимаем из опыта Святой Церкви, всегда неизменна в очах Божьих, а взору рода человеческого доступна во времени и пространстве в меру сердечной чистоты (Мф. 5, 8) и глубины веры и верности Божию Промыслу чад церковных.

Связано это с тем, что только одному Богу, знающему все, прежде сложения мира (Еф. 1, 4), известны все исторические пути миробытия: нам же они открываются лишь в процессе синергийного взаимодействия всеблагой волей Творца и Промыслителя и доброхотного предпочтительного выбора человеческой свободы. Наверное, никогда бы никто и не смог подумать, что может в жизни получиться таким образом, чтобы предпоследний предреволюционный ректор нашей духовной семинарии (1906 – 1911) — архимандрит Алексий (Симанский), ставший впоследствии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси (1945 – 1970), как бы запечатлевший собой из глубины веков идущую духовную традицию, во многом сложившуюся благодаря благословению и трудам митрополита Московского святителя Филарета (Дроздова), и здесь, в укладе жизнедеятельности нашей семинарии пребывавшую, уже на закате своей жизни будет иметь одним из своих учеников, ближайших иподиаконов и келейников, монаха Троице-Сергиевой Лавры иеродиакона Серапиона (Фадеева). До времени было сокрыто и то, что отец Серапион успешно закончит Московскую духовную семинарию и академию, защитит по первому разряду кандидатскую диссертацию по догматическому богословию под руководством известного догматиста Василия Дмитриевича Сарычева на тему о Боговоплощении, а затем, спустя годы, обогащенный опытом архипастырского служения на Ближнем Востоке, в Сирии и Ливане (1972 – 1973), затем архиепископом Иркутским и Читинским, управляющим Хабаровской и Владивостокской епархиями на Дальнем Востоке (1975 – 1980), архиепископом Владимирским и Суздальским (1980 – 1987), затем митрополитом Кишиневским и Молдавским (1987 – 1989), наконец станет правящим архиереем Тульской земли и последние десять лет своего церковного служения и жизни будет проводить в трудах здесь, неся в себепреемственно воспринятый через Святейшего Патриарха Алексия огонь его духовной традиции, веры и верности Богу и Святой Церкви, и приложит немало усилий к тому, чтобы на исходе ХХ в. возобновить уже тогда, казалось бы, совершенно утраченную историческую нить духовного образования в Туле.

Приснопамятный архипастырь, к сожалению, при жизни успел увидеть открытыми лишь пастырские курсы. Дальнейшие труды по возрождению Тульской духовной школы он завещал продолжить своему духовному воспитаннику и моему предшественнику [1], через которого завет непрестанного попечения о духовном образовании на Тульской земле был другдругаприимательно от владыки Серапиона передан и мне, вступившему в управление Тульской епархией в ноябре 2002 г. Этот завет и этот заботливо выпестованный огонек духовной жизни, пришедший к нам негасимым из предшествующих поколений, мы должны стремиться передать тем, кто ныне несет свое служение и в будущем будет трудиться в стенах нашей Тульской духовной семинарии, преемственно продолжая традиции духовного образования и отечественного богословия, с тем чтобы дать возможность благодатному духовному огню богословской науки, опирающейся на святоотеческий опыт основ духовной жизни, опять в полную меру сиять и согревать сердца всех жителей богохранимой Тульской земли…

Полный текст выступления читайте в новом выпуске журнала Духовный арсенал 1 (3) 2021 г.

[1] Имеется в виду Кирилл (Наконечный), в 1997 – 1999 гг. епископ Богородицкий, викарий Тульской епархии; в 1999 – 2002 гг. епископ Тульский и Белевский, первый ректор возрожденной в 2002 г. Тульской духовной семинарии. Ныне митрополит Казанский и Татарстанский.

Поделиться: